Вами отобраны для проекта актеры: 0

Анна Сагалович: «В шоу-риле главное – эмоции актера»


foto7[1].jpg

Анна Сагалович работает кастинг-директором уже 15 лет. На ее счету кастинги в таких известных и успешных проектах, как «Кремлевские курсанты», «Восьмидесятые». Сегодня Анна рассказывает молодым актерам, как лучше подготовиться к кастингу, какими должны быть их фотографии и шоу-рилы.


Аня, расскажите, пожалуйста, как вы пришли в профессию кастинг-директора и вспомните свой первый кастинг.


Я пришла в профессию кастинг-директора из профессии актрисы, потому что в конце 90-х сниматься было негде. Меня тогда просто попросили помочь с подбором артистов для рекламы. Мой первый кастинг был очень смешной, как сейчас помню, это была реклама маргарина. Там не было никакого действия, хозяйка на кухне мило улыбалась пачке маргарина. Когда я отдала это заказчику, он сказал: «Вы что, все немедленно переснимать! Актриса должна общаться с пачкой маргарина!» У меня встали волосы дыбом, в этот момент я подумала – и этим идиотизмом я буду заниматься?! Ну ничего, успокоилась, пробы пересняла, актриса изобразила активное общение с пачкой маргарина. Вот уже лет 15 прошло с того момента. И я ничуть не жалею, что стала работать кастинг-директором, потому что это – безусловное творчество плюс чутьё: ты просто чувствуешь, кого можно предложить на такую-то роль. И чутьё это, кстати, не у всех есть.


Назовите первый фильм, на котором, по-вашему, вошли в профессию по-настоящему…


А я думаю, что у меня такого нет еще.


- ???


Я думаю, что у меня это впереди. У меня как кастинг-директора очень неплохое резюме, но когда я сама его читаю, думаю, что это всё попса (не хочу никого обидеть, я люблю все свои проекты), а большие работы, у меня, кажется, еще где-то впереди. Дело в том, что я очень избирательный человек, пока не прочту сценарий, не даю свое согласие на работу. Просто не могу понять, как я могу убедить актера идти в проект, если он мне самой не нравится. Надеюсь, я миную то время, когда мне будет наплевать, с каким материалом я работаю. Хотя, при нашей жизни мы не можем ни от чего себя гарантировать.


Кастинг-директор мало того, что должен быть человеком с художественным вкусом, он же, наверное, должен какими-то психологическими свойствами обладать, чтобы по фотографии актера угадать?


Для меня на фотографии важны глаза. Вот ты видишь ряд фотографий, и если у актера меняется выражение глаз, то мне кажется, у него есть какой-то потенциал. А иногда у актера десять фото – везде взгляд один и тот же. Но я стараюсь не работать по фотографии, я считаю, что фотография – это обман.


- А как вы работаете?


Я смотрю видео, хожу в театры, пытаюсь смотреть кино, и конечно, отсматриваю актерские шоу-рилы.


- А если у актера есть нарезка из готовых фильмов, ему надо делать шоу-рил?


Нарезка из готовых фильмов, хороша, безусловно. Но там человек в роли, в образе, в маске. Он не сам по себе. И, как правило, у нас актер из фильма в фильм попадает на одни и те же роли, а то, что актер может быть и комедийным, и лирическим нам узнать неоткуда, да? Поэтому шоу-рил – более правильный. Он дает представление о характере, психофизике, моторике, реакции актера. В моем понимании, шоу-рил – это такой фильм об актере, где за две минуты мы можем увидеть амплитуду его эмоций – вот он говорит о грустном, о страшном, о веселом, а вот болтает ни о чем. Вот он сидит, а вот ходит, прыгает, танцует….. Сделать хороший шоу-рил – совместная работа режиссера и актера, где первый предлагает, а второй знает, что хочет.


Так главное, что должен показать в шоу-риле актер, – это эмоции?


- Да, и лучше разноплановые. Тут многое зависит от режиссера, кто делает шоу-рил. Я делала недавно кастинг для Алексея Алексеевича Германа-младшего. Кастинг у него проходил по черно-белым фотографиям, как на паспорт, он выбрал те лица, которые его зацепили, и попросил сделать с ними видео-интервью. Это было чудовищно трудно, потому что за 15-20 минут мне надо было раскрутить актера, чтобы он рыдал, плакал. Я сидела с камерой и с ними рыдала вместе, потому что это глупо, когда человек вспоминает, как у него кто-то умер, а я сижу равнодушная. Я с ними смеялась, я с ними переживала…. а потом в больницу попала, потому что это все ты берешь на себя… У режиссеров на шоу-рилы очень разные реакции. Я знаю таких, кого это раздражает, я знаю других, которым это очень помогает, а есть режиссеры, которые после просмотра шоу-рила просто говорят – все, он утвержден. Но мне кажется, что если бы я сейчас задумала сняться в кино, то единственное, что мне помогло бы – это снять шоу-рил и показать, что я из себя представляю.


Вы недавно были участником встречи с американскими кастинг-директорами. Что-нибудь интересного они рассказывали?


Менталитет у нас, конечно, разный, и отношение людей к работе тоже. Я задала «больной» для нас вопрос: «Скажите, пожалуйста, а что вы делаете с актером, который приходит на пробы, с похмелья и с невыученным текстом?» Минут пять американец не мог понять, о чем я вообще говорю. Потом сказал, что для них такая ситуация вообще неприемлема, один прецедент – и такой актер там больше не работает. У нас же до сих пор человек, который хочет сниматься, может себе позволить прийти неподготовленным. А ты полночи пишешь ему письмо, прикрепляешь туда, кроме текста, кучу файлов с подробной информацией о канале, режиссере, прикрепляешь ссылки, что посмотреть… А они приходят на кастинг и говорят – у меня не было времени, у меня репетиция. Ну, значит, ты не доспи, но прочитай. Ребята, ну кто кому делает одолжение?


Но, мне кажется, вы все равно их прощаете? Вы такой мягкий человек…


В принципе любой человеческий поступок можно оправдать, поэтому я безусловно всегда даю второй шанс. Потому что мы все люди и все совершаем ошибки. Но если это система, то я стараюсь с такими актерами не работать. И если меня режиссер попросит пригласить этого человека, я не буду говорить, что он сломал ногу, как это часто у нас бывает... Я его, конечно, вызову, но предупрежу режиссера, что он ненадежный человек.


- Сколько человек на одну роль вы считаете возможным показывать режиссеру?


Я никогда не гоню толпу даже на многонаселенные сериалы. Когда-то мы начали с 12-15 человек в день, теперь это 7-8 человек. Я просто стараюсь, чтобы не было лишних людей. Это безусловно тяжело режиссеру, потому что ему надо 250 раз объяснить каждому артисту, что он хочет. У нас в кино всегда есть проблема с героями и героинями. Поэтому тут уже нельзя ограничивать показ, пока мы не найдем нужных актеров, я буду кого-то предлагать бесконечно. Я буду не спать ночью, буду думать, куда мне еще бежать, где мне еще кого-то посмотреть… На самом деле, это проблема.


Назовите, в каком проекте вам пришлось делать самый долгий кастинг.


Этот телевизионный сериал так и не вышел. Кастинг мы делали год, нашли практически всех персонажей, за исключением главной героини, ее не было. Это должна была быть российская Барбара Стрейзанд – не красивой, но обаятельной и талантливой. Я не могу сказать, что у нас таких нет. Я на самом деле не знаю, в чем проблема была. Я объездила все крупные города России, но так и не нашла главную героиню. Но я знаю, что человек, который очень хотел эту историю снять, не теряет надежды, и это упорство вызывает уважение, и я ему желаю, чтобы он это сделал.


А реально ли найти на периферии интересных актеров?


Мне кажется, что реально. Потому что сейчас меняется поколение, оно становится более самостоятельным, продвинутым и симпатичным. Никто теперь просто не сидит в своем городе, все ездят, смотрят мир. Поэтому там можно найти прекрасных молодых людей. Давайте так говорить, кино – это не театр. Ты берешь человека, отправляешь его в солярий, салон, одеваешь его – и все. Смотрите, американские актеры для роли толстеют, худеют, с ними делают все, что угодно. А у наших продюсеров зачастую не хватает смелости в чем-то «слепить человека». Часто предлагаешь им прекрасного актера, а они говорят – что это он какой-то поюзанный… Ну потратьте на него немного денег, пусть он три раза сходит в солярий, давайте его подстрижем, оденем в костюм. Главное – у него же нутро есть, он обаятельный, симпатичный. И будет вам новое лицо в кино! Понемногу такая практика входит в жизнь, – и она правильная.


- Расскажите мне, испытываете ли вы в работе давлении со стороны режиссера или продюсера?


Давайте так говорить, у нас кино продюсерское, у нас не режиссерское кино. Если только это не какие-то мэтры режиссуры – Чухрай, Прошкин и прочие, тон в проекте задает продюсер. Я стараюсь послушать продюсера, послушать режиссера, понять, чего они хотят и дальше эту ситуацию развивать. У меня были случаи, когда я отстаивали свой кастинг, и это было правильно. Были случаи, когда отстаивала неправильно – я живой человек, который может ошибиться. Я предпочитаю настоять на встрече с продюсером, чтобы он мне нарисовал картину своего видения, потому что в любом случае, утверждать актера будет он.


- Расскажите, с какими интересными режиссерами вы работали, что запомнилось?


- С Александром Велединским делала чудесную короткометражку, безумно сложную историю. Но с ним было интересно, потому что он быстро мыслит и надо догонять его мысль, которая даже не озвучена была. Снимали несколько режиссеров, каждый свою пятиминутку. Гай Ричи снимал такие короткие истории, они очень классные, потому что киношные. Надо в пятиминутном формате рассказать понятную людям историю и сделать ее красиво. Еще запомнилась работа с Колей Хомерики, с Володей Коттом. Я обожаю работать с Федей Стуковым, он тоже из актеров пришел в режиссуру, абсолютно деликатный, интеллигентный. Я ни разу за 4 года не слышала, чтобы этот человек повысил на кого-то голос или на кого-то обиделся. В общем, все режиссеры, с которыми я работала, в мою профессиональную копилку что-то привнесли. И со всеми у меня остались хорошие отношения.


Аня, что посоветуете вы сделать актеру, чтобы успешно пройти кастинг?


Во-первых, если тебе прислали материал, надо не полениться его внимательно прочитать. Ты должен понимать, для какого канала этот проект. Включи телевизор, посмотри несколько программ и пойми формат этого канала, ведь нужно же попасть в этот формат. ТНТ и СТС – это одна история, НТВ – другая, Россия и Первый – третья и четвертая. ТВ3 – это, понятно, мистическая история. А если ты не смотришь телевизор, хотя бы просто залезь в интернет, почитай, какой формат у канала.


Затем прочитай фильмографию режиссера, посмотри, что он снимал. Если ты хочешь понравиться, то должен понять, к какому человеку идешь, как с ним общаться. На самом деле в письме, которое я высылаю актеру с приглашением на пробы, там есть все подсказки и все вспомогательные рычаги для актера, чтобы быть готовым. Иногда мы просим приходить в конкретной одежде потому, что это и актерам помогает войти в стилистику роли, и продюсерам помогает точнее понять актера – не у всех продюсеров воображение работает, поэтому если перед ними уже какой-то эскиз персонажа, то его легче понять и утвердить. Знаете, я много видела американских проб, снятых на фоне кирпичной обшарпанной стены и без света. И у нас сейчас ребята снимают себя на мобильный телефон и присылают – почему бы и нет?


А самый главный совет актеру – надо быть личностью. Потому что личность всегда видна. Сидишь на кастинге, перед тобой проходят 50 сексапильных девиц – и все как будто похожи одна на другую, или равнодушные мальчики, которым типа неинтересно тут ничего. И вдруг в этой серой массе возникает кто-то – прямо с поезда, не накрашенный, не прилизанный – а у него глаз горит! На моих кастингах не всегда по внешности встречают. Главное – отношение и наполнение. Хотя внешность тоже имеет значение!


- За что любите и за что не любите свою профессию?


Люблю за творчество. Не люблю… Вот это очень личное. Вы знаете, на самом деле актрисе очень сложно быть кастинг-директором, я душу в себе это, но у меня выплеска нет. Я не люблю выходить на площадку, как правило, я утверждаю основной актёрский ансамбль и ухожу из проекта. Потому что мне очень хочется любить людей, а любить людей очень сложно, практически невозможно, особенно в процессе съемок. Если бы люди пытались относиться к другим людям, неважно, хоть ты девочка-хлопушка или буфетчица, начинающая актриса или суперзвезда, – так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам. Мне кажется, это золотое правило. Тогда не будет хамства, снобизма, которое, наверное, больше относится к именитым актерам. Я стараюсь с ними не связываться, хотя могу и послать, у меня такие ситуации тоже были.


Потому что кастинг-директор должен быть психологом. Потому что это режиссер на площадке имеет право провоцировать актера, а кастинг-директор, если он хочет человека продать, значит, должен ему помочь, должен создать условия для того, чтобы актер раскрылся. А, кстати сказать, я очень помню хорошо, когда я стала проводить кастинги, я еще в тот момент сама ходила на кастинги. И мой последний кастинг как актрисы закончился тем, что мне сказали: «Встаньте вон туда, посмотрите в камеру, направо, направо, я сказал, повернитесь»! Я сказала: «Ребята, я не на строевой подготовке», обиделась и ушла – и ни разу об этом не пожалела. Но когда я стала проводить кастинги сама, я никогда не позволяла себе командовать, какой бы человек передо мной не стоял . Мало этого, уже после утверждения я обзванивала людей – не только тех, кто будет занят, но и тех, кто пролетел. И я до сих пор не понимаю, кто больше радовался – тот человек, которого утвердили, сняли в рекламе и он получил деньги, либо тот человек, который понял, что про него не забыли, ему позвонили и сказали – ну извини, в следующий раз.


Я представляю, сколько личной энергии вам приходится в людей вкладывать…


Мне кажется, тут по-другому нельзя.


Алла Алешина



Назад к списку новостей