Вами отобраны для проекта актеры: 0

Карина Романова: «Роль сама выбирает актера»

KarinaM_09.JPG

О своей работе с актерами рассказывает Карина Романова, главный кастинг-директор кинокомпании «Щука».


- Расскажите, пожалуйста, о своей компании.


«Щука» – молодая кинокомпания, но она уже заявила о себе, ее проект «Крик совы» был высоко отмечен профессиональным сообществом. Мне очень интересно работать с этой командой, у нас молодые, талантливые продюсеры и очень хорошие сценарии. Я работаю в компании недавно, раньше приглашали разных кастинг-директоров, а сейчас решили, что кастинг-директором компании буду я, и у меня есть еще скаут-команда, которая мне помогает искать актеров. Планов у нас много, вот буквально сейчас запускается три проекта, и в течение года планируется еще несколько. Мы активно развиваемся.


А ваше вхождение в профессию как произошло?


- Я в этой профессии с 91-го года. Я училась в Екатеринбургском театральном институте на актерском факультете, и, конечно, мы все летом подрабатывали, снимались в массовке, в небольших ролях. У меня была главная роль в совместном проекте, но на дворе стоял 91-й год, наши продюсеры и зарубежные не договорились – и ничего не вышло. Меня все время спрашивали: «А кто у вас учится, какие ребята? А приведи таких-то или таких-то». Однажды меня утвердили на роль, я пришла и честно сказала: «Вы знаете, я эту роль не сыграю, но сыграет моя однокурсница». Когда я читала сценарий, я стала представлять, кто сможет это играть, кто не сможет. Мы же еще не знали, что есть специальная профессия «кастинг-директор», тогда был просто «ассистент по актерам». Так все и началось, я работала ассистенткой в Екатеринбурге. Потом у меня был перерыв с кино в связи с мутным временем и в связи с моей личной жизнью, но в конце концов я опять вернулась в кино, перебралась в Москву и достаточно много работала кастинг-директором.


С какими режиссерами вам довелось поработать?


С Валентином Донсковым, Юрием Кузьменко, Александром Хваном, Андреем Прошкиным, Анной Гресь, Марком Горобцом, Верой Сторожевой и многими.другими. Я работала в Германии, в Польше. Делала кастинг русских актеров для полнометражного фильма режиссера Каси Адамик «Команда бездомных» («Offsiders») История про эмигрантов-бродяг, которых жизнь выкинула на улицу, с ними знакомится футбольный тренер и создает футбольную команду – команду бездомных. Я делала кастинг на одну из ролей среди российских актеров – российского космонавта, которого пригласили представлять Польшу, но в какой-то момент у него развилась клаустрофобия, естественно, его выгнали из профессии, его бросила жена, и вот он оказался за бортом и постепенно тоже стал играть в футбол, через это возрождаясь к жизни.


Какой интересный сюжет! А фильм прошел успешно?


Он имел в Польше хороший прокат, Кася Адамик – интересный режиссер, дочка знаменитой Агнешки Холланд, режиссера фильмов «Полное затмение» с Ди Каприо и «В темноте», Этот фильм «Offsiders» получил несколько фестивальных призов.


Скажите, пожалуйста, с чего для вас начинается кастинг?


Вы знаете, для меня кино – это язык, некое послание в мир, некая религия, я бы даже сказала. Изначально, когда ты читаешь сценарий, понимаешь, что сейчас ты, сценарист и режиссер должны этот язык выработать, чтобы научиться на нем говорить. Когда начинаешь работать с новым режиссером, часто чувствуешь себя глухонемым. И иногда должен пройти год, чтобы научиться слышать друг друга. Тогда этому языку можно научить актеров, которые приходят к нам на пробы. Для меня кастинг – это каждый раз некое изучение нового языка. И если пробы для меня – страстный процесс, то само составление кастинга в голове, его обсуждение – довольно мучительный процесс. Знаете, это как синдром актрисы, когда каждый раз выходишь на сцену, то кажется, что ты ничего не умеешь. У меня такой же страх, что где-то в каком-то провинциальном театре есть какой-то актер, который мне подходит на сто процентов, но я про него не знаю. Я сейчас все пропущу, возьму кого-то не того, или не вспомню кого-то, потому что актеров много, вспомнить всех нереально. Ты сидишь, копаешься по сайтам агентств — кстати, сайт «Жар-птицы» всегда спасает, – и есть небольшая паника. А к этому моменту, бывает, что не всегда еще дописан сценарий, дописывается какая-то сцена и вдруг характер персонажа меняется. Тут ты понимаешь, что этот актер уже не подходит, нужно искать другого. Короче, кастинг — творческий, но болезненный процесс.


Вы сначала перебираете тех, с кем уже работали?


Абсолютно нет. У нас есть такое понятие – dream cast, когда вначале складывается в голове идеальный пасьянс из актеров, которые, может быть, живут в Голливуде, либо уже умерли, либо это не актеры, а вообще сказочные персонажи. И вот если мне нужна актриса типа Мэрилин Монро, то я буду искать ее абсолютно целеустремленно. Я активно хожу по театрам и театральным институтам, выезжаю на спектакли в другие города, мне очень нравится ломать свое представление об актерах, они снимаются в каких-то сериалах – и вдруг в театре они совершенно другие. Есть еще тонкий момент: надо актера правильно предложить режиссеру, поэтому я стараюсь затащить его в театр. Когда я работала с Марком Горобцом, он со мной чуть ли не каждый вечер ходил смотреть актеров в театр. Это тоже способствует тому, чтобы говорить на одном языке. Но если на это нет времени или возможности, я приглашаю актера, снимаю с ним интервью и показываю режиссеру.


Вы выезжаете в провинциальные театры?


Да, сейчас я еду в Новосибирск, Омск, Томск, на Алтай. Готовится новый проект, который будет сниматься в Новосибирске, и мы ищем актеров там. И тут вопрос не столько в экономии, как в том, что нужно открывать новые лица, давать возможность сибирским актерам заявить о себе в кино, там же очень хорошая театральная школа.


Когда вы отбираете актеров, на что в первую очередь обращаете внимание?


Первое, на что будет смотреть кастинг-директор и что он может показать режиссеру – это портфолио, желательно обновляемое раз в полгода. Если актер не обновляет фотографии, не делает шоурилы, или, что еще хлеще, мне говорит – найдите мое видео на Ютубе или Вконтакте – я считаю, что это непрофессионально. Появляется ощущение, что актеры сами себе не хотят помочь, при этом они все ищут встречи с кастинг-директором, пытаются как-то себя продвинуть. Но вот самая первая себе помощь – себе свежее портфолио и шоурил.


Какие требования вы к фотографии предъявляете?


Мне важно, чтобы был более-менее профессиональный свет. Люблю студийные фотографии, где свет примерно такой, как будет в кино. Если работает «правильный» фотограф, он знает, что есть установка света как для fashion съемки, а есть как для кино, то есть более мягкий и более жесткий свет. И, конечно, не должно быть никакой ретуши, никакого фотошопа. Бывают сложные для освещения лица. Актриса может быть очень красивой и играть в театре героиню, но, допустим, у нее удлиненный нос, на крупном плане он может давать тень, поэтому в кино ее на роль героини могут и не взять, возьмут только как характерную. Часто актрисы жалуются, на сцене я героиня, а здесь вы мне предлагаете сыграть секретаршу или проститутку. Просто у нее при киношном свете совершенно другое лицо. Типаж в нашем кино никто не отменял.


А каким должен быть шоурил?


Важно, чтобы актер искренне рассказал о себе, подобрал какие-то очень удачные отрывки из своих фильмов. Нет у тебя фильмов – пройдись по улице, запиши сам себя на видео, что ты думаешь про этот мир – всё, этого достаточно. Мне интересно, чтобы актёры были яркими как личности. Когда я читаю сценарий, это знаете, такая контурная карта, которую мне обязательно надо раскрасить яркими актерами. Еще мне очень нравится, когда я не понимаю, как актер это делает. У нас много актеров, которых ты видишь в роли и понимаешь, что и как он делает. А есть такие, у которых эти «петелька и крючочек» так вмурованы в душу, что ты не видишь границы между игрой и человеком. Для меня такие актеры Ирина Гринева, Владимир Кошевой, Тимофей Трибунцев, Федор Лавров.


- Вы когда-нибудь берете непрофессионалов?


Берем иногда. Правда, всегда есть сомнения, ведь съемочный день дорогостоящий и надо, чтобы человек быстро понимал, что делать. С Андреем Прошкиным в прошлом году мы снимали в Таганроге военный фильм. И там у нас были непрофессиональные актёры в небольших ролях – важна была фактура. Одного человека мы взяли из хора ветеранов, и он замечательно сыграл эпизод.


А где вы берете свежие лица?


Где ищем молодежь? Во-первых, я даю объявление во все социальные сети, я активный пользователь. Это работает, мне начинают присылать фотографии. Может быть, я открою секрет, но многие кастинг-директора общаются по ночам в Facеbook и делятся советами по поводу актеров, помогают друг другу. Я и на улице могу тормознуть кого-то, если типаж подходит, останавливаю, знакомлюсь, даю телефон, конечно, речь идет об эпизодах или небольших ролях.


Скажите, пожалуйста, а если вы чувствуете свою правоту в подборе актера, можете отстоять свой выбор перед продюсером?


Если ты видишь, что этот актер на 100% подходит на роль, а продюсер говорит «ищи еще», я тогда вступаю в заговор с актером и выступаю в роли коуча и превращаюсь в монстра. На целый день мы закрываемся, делаем очень много видеопроб. У меня были такие случаи, когда целый день я мучила актера, чтобы он мне сыграл так, как нужно, потому что реально понимала, что это его роль. То есть ты видишь потенциал, другие не видят, и даже сам актер еще этого не видит.


Какие кастинги вы считаете удачными?


Вы знаете, у меня есть один критерий – желание или нежелание видеть свое имя в титрах. Всё, у меня других критериев нет.


Один продюсер сказал, что в кино существует bodyplacement, то есть утверждение на роль проплаченных спонсором артистов. Чаще всего это дети или подруги инвестора. Вы с этим сталкивались?


Проплаченных артистов не помню. Но были случаи, когда ты ищешь кого-то, предлагаешь, а режиссер говорит: «Слушай, у меня есть друг, у него непростая ситуация в семье, надо помочь, давай его утвердим?» Потом жалею, что пошла на компромисс. А иногда бывают случаи, когда режиссеры же мне и говорят: «Ну почему ты не настояла на своем артисте»?


-- Карина, вы же сама же актриса, наверное, вместе со своими подопечными проигрываете внутренне весь кастинг?


Знаете (это тоже по секрету), я понимаю, насколько сложно прийти актеру на пробы. Вообще, это целая дискуссия – какие-то актеры хотят ходить на пробы, какие-то не хотят. В Голливуде все ходят на пробы, там даже для самых именитых актеров существует такое понятие, как холодное чтение, это когда актер приходит, не зная про образ абсолютно ничего, кроме одной характеристики (наркоман, например), и ассистент из-за камеры накидывает реплики актеру. И никто этого не стесняется, всем интересно открыть в себе что-то новое. У нас же это вызывает возмущение: «Что это мне девочка из-за камеры будет невыразительно кидать текст? Мне нужен партнер. Если не будет партнера, то я на пробы не приду». Я сейчас работаю с двумя израильскими режиссерами, один из них наших актеров совершенно не знает и просит всех вызывать на пробы. И я сталкиваюсь с тем, что актеры отвечают: «Я же звезда, пусть посмотрит мои фильмы в интернете». Я всегда думаю, неужели не интересно познакомиться с режиссером, примериться, получится у тебя или не получится? Ведь кино – это алхимия. У нас был случай, когда нам нескольких актеров спустил сверху телеканал, я их вызвала на пробы, но с режиссером у них настолько не случилось никакого контакта, что в итоге они не понравились даже каналу. Я же говорю, что кино – это единый язык. Если ты на нем заговорил с режиссером, ты и актера можешь научить говорить на этом языке, и если актер способен зажечься от нашего материала, тогда кино случается, если нет – то нет. Что касается меня, как актрисы, я всегда на стороне актеров. Я пытаюсь их расслабить перед пробами, лишний раз предложить чай- кофе, может быть, посадить куда-то в отдельную комнату, чтобы настроились. Однако, если есть нутро, актер его покажет, а если нет – как бы ты его не настраивал, это не его роль, и ты ничего не сделаешь. И потому ты ищешь актера, который стопроцентно попадет на роль, который может прийти, сесть, молчать, но ты уже понимаешь, что это он, это его роль. Из него льется эта харизма – и ничего специально делать не надо.


А вы сами снимаетесь?


Нет, как человек профессиональный, я не собираюсь забирать хлеб у людей, которые положили на это жизнь. Теперь актерство для меня стало хобби. В свободное от кастингов время, я играю в любительском театре на итальянском языке по четким стандартам комедии дель арте, потом мы едем в Италию и играем спектакли на маленьких фестивалях, посвященных комедии дель арте для итальянцев. Каждый раз, выходя на сцену с ролью на чужом языке, я понимаю моих актеров, потому что испытываю страшное волнение. Мое хобби помогает держаться в тонусе, чтобы понимать актеров.


А вы не пробовали работать с актерами в качестве агента?


В какой-то момент я от этого отказалась. Когда встретила настоящих агентов, которые посвящают этому все свое время, всю свою жизнь, которые со своими актерами становятся практически родными, я поняла, что не могу так же работать, чтобы совмещать и кастинги. Это у меня осталось в прошлом, чему я рада. Я погрузилась в профессию кастинг-директора, с утра до вечера ей занимаюсь. У меня расчистилось внутреннее пространство, появилось много мыслей, много идей. Я точно теперь знаю, что одна из самых сложных профессий в кино – это агент. Потому что актеры очень зависимые и беззащитные люди, я вижу, как им сложно себя предлагать, оттого, что они не знают, как себя вести, иногда ведут себя по-хамски. Я-то это понимаю, а вот другой кастинг-директор может поставить в черный список человека навсегда и испортить ему карьеру и жизнь. Поэтому если появляется агент и берет этого талантливого «ангела» за руку и начинает его вводить в мир кино – со всеми знакомит, водит на кастинги, на премьеры, – это же счастье! Но вопрос, какая личная жизнь у этого агента? Если у него не один такой «ребенок», а 20-30? И надо каждому уделить внимание, каждого пожалеть, встретить с поезда, посадить на самолет и т. д. В какой-то момент я поняла, что работа агента – это самая сложная работа в кино. Я перед многими агентами преклоняю колени, когда вижу, как тихо, ненавязчиво они продвигают своих актеров и делают из них звезд. Просто верят в них.


Вы теперь не будете актеру звонить напрямую, позвоните его агенту?


наете, здесь палка о двух концах. Потому что у некоторых актеров по нескольку агентов, и это ужасно неудобно, там есть конфликт интересов, когда от разных агентов поступает несколько предложений. Как показывает практика, все-таки лучше, когда у актера один агент. И для карьеры актера, и для удобства общения с кастинг-директором.


Карина, дайте советы, как правильно подготовиться психологически и физически к кастингу?


Во-первых, надо выучить текст. Во-вторых, надо прочитать сценарий. Хотя бы первые две серии, где заявлен герой и понятно, как будет развиваться его линия. Незнание текста держит актера и не дает ему раскрыться. В–третьих, должно быть попадание в образ. То есть, какой бы актер ни был идеальный, он может для другой роли походить, но не для этой. Ну и должно еще что-то совпасть. Для меня как кастинг-директора попадание актера в кино – это магия. У меня есть ощущение, что роль сама выбирает актера. Поэтому актер должен о себе заявлять все время, искать агентов, общаться с кастинг-директорами, приглашать их в театры, записывать какие-то ролики и выкладывать их на Ютуб. Активных скорее заметят.


Значит, просто надо быть активным, двигаться в одном направлении, и, если сверху сойдутся звезды, то актер «выстрелит»?


Да. А у нас иногда актер закончил театральный институт, устроился в театр, вызвали его разочек на пробы, не получилось – он и успокоился. И такое ощущение, что жизнь у него прошла. Господи, тебе 25 лет, ну пойди ты на другие пробы или выучи английский язык, сейчас ведь многие актеры по интернету связываются с агентами и кастинг-директорами в Европе, Америке, просто записываются на айфон, отправляют пробы и получают там роли. Сейчас есть много возможностей себя проявить. Главное, чтобы они пришли и крикнули – я здесь, посмотрите на меня, вот он я! Я как-то сходила на тренинг, которые делали кастинг-директора из Голливуда. И была поражена, как русские актеры, которые серой массой ходят по коридорам Мосфильма, вдруг преобразились, стали яркими и интересными. Для меня это стало открытием, я же знаю этих актеров, но у меня не было возможности их разглядеть.


Это всем нам урок на тему, как актёру надо уметь себя продавать?


Конечно, ведь мы каждый раз ищем героя или интересного характерного актера, и откуда я могу знать, что существует где-то прекрасный актер, если он сам мне о себе не расскажет и не пришлет отличное портфолио? Тем более что в скором времени, может быть, мы вообще перейдем на электронный кастинг, как это уже принято в Европе и Америке.


Беседовала Алла Алешина

Назад к списку новостей