Вами отобраны для проекта актеры: 0

Кастинг-директор Татьяна Ахмедова: «Режиссер всегда ищет нерв»


IMG_0110.JPG

Татьяна Ахмедова – настоящий человек кино. Вся ее жизнь связана с кинематографом. Она прошла все стадии работы на съемочной площадке, сейчас работает вторым режиссером, но у нее есть несколько проектов, где она кастинг-директор. Мы попросили Татьяну поделиться секретами этой профессии.


Давно ли вы в кино? Раньше профессии кастинг-директора не существовало?


В кино я с 1971 года. Раньше подбором актеров занимался ассистент режиссера по актерам. Мы много ездили, искали актеров по стране, тогда СССР. Сейчас это дорого.


В чем основная задача кастинг-директора?


Не просто набрать актеров, а создать актерский альянс. Он должен быть интересный, где-то неожиданный. Важно учитывать пожелания режиссера-постановщика. Главное –достичь понимания друг друга в этом отношении.


С кем вы сделаете больше всего фильмов? Кто ваш главный режиссер в жизни?


Бахтияр Худойназаров, я его чувствую, как художника. Я могу предположить почти точно, что ему понравится, а что ему не понравится. Принцип Бахтияра – не встречаться с актерами до утверждения . Он смотрит фотографии, смотрит видео. Пробы провожу я сама. Вот такой подход. На площадке, естественно, он совершенно другой. У него есть одна интересная черта. Утвердив актеров, Бахтияр встречается в неформальной обстановке с актером, от этой встречи зависит абсолютно все, принимает окончательное решение.


Какие актеры нужны больше всего вам и вашему любимому режиссеру?


Мне все актеры нужны. Нужны необычные. Нужны личности. Режиссер всегда ищет нерв. Он очень любит Сергея Леонидовича Гармаша, Андрея Панина очень любил. Вот такого уровня актеры.


Какие личностные качества вам необходимы, как кастинг-директору и второму режиссеру?


Надо любить свою работу, самой быть личностью, должно быть желание знать побольше. Нужно ходить в театры, вот как Татьяна Трубникова, которая бывает на всех премьерах.


У вас должна быть феноменальная память, ведь надо помнить лица всех актеров?


Да, если актер запоминается, то запоминается, если нет, то нет.


На кастинг-директоров где-то учат или этой профессии невозможно научить?


Я вообще начинала помощником на площадке. Когда мне первый раз доверили хлопнуть хлопушкой, я так была счастлива! Была «хлопушкой», потом ассистентом, потом вторым режиссером. Иногда я кастинг-директор. Каждый новый проект начинаешь, как первый, словно ты до этого ничего не делал…. Насколько знаю, многие кастинг-директора, которые по первой профессии актеры. Это им близко и понятно. У меня сложилось как-то само собой. Опыт и наверное интуиция помогают мне в подборе.


Вы работали со звездами. Как они себя ведут на съемочной площадке?


Мы в 89-м году с Валерием Бакиевичем Ахадовым снимали фильм «Руфь» с Анни Жирардо. Ей написал письмо наш автор сценария – и Анни ответила, что это история ей интересна. Мы были потрясены, как профессиональна эта великая актриса! Скромна, терпелива и не расставалась со сценарием никогда. Роль была очень многословная, она, бывало, уставала от текста, кроме того в этой картине все очень быстро говорили. Но не было ни одного случая, чтобы Анни не знала текст.


Анни Жирардо говорила на французском, а потом ее дублировали?


Да. Ее озвучивала Тамара Семина. У нас был очень большой голосовой кастинг. У Анни очень специфический голос, узнаваемый. Когда пришла Тамара Петровна, Валерий Бакиевич сказал, что мы попали в точку и поблагодарил меня за рекомендацию.


Как вы ищете молодежь?


На картине «Шик» мы перелопатили все вузы. Ивана Кокорина утвердили уже перед отъездом в экспедицию. Нужен был ботаник, и когда Ванечка пришел, автор сценария сразу предложил Бахтияру утвердить его. На главную женскую роль, Бахтияр утвердил девушку, никому неизвестную, из Севастопольского Русского драмтеатра. Сейчас у нее все хорошо, она работает вторым режиссером, пишет сценарии. Ее имя Руслана Рухадзе.


Вы пользуетесь услугами агентов?


Обязательно. С Татьяной Трубниковой мы имеем опыт общения на трех или четырех проектах.


Какие нужны презентации от актера, чтобы он вам был интересен? На что вы обращаете внимание?


Мы всегда говорим актерам, что самые лучшие фото – это фотографии без грима. Можно представить несколько фото в каких-то образах, но обязательно должна быть фотография без грима. Главное, чтобы было видно глаза. Мы ведь ищем персонаж. Мы показываем фото художнику-гримеру, художнику по костюмам, что можно сделать с этим лицом. Понятное дело, что потом будут пробы грима, пробы костюма и просто пробы. Но самый первый этап – это чистые фотографии. По поводу шоурилов – хорошая идея, помогает увидеть пластику и мимику актера. Сейчас агентство «Жар-птица» как раз стало этим заниматься. Многие актеры делают нарезку фрагментов из фильмов. Эти материалы мы тоже смотрим. Сейчас все делается на компьютере – и это очень удобно. Если нужен какой-то альянс актеров, то можно сразу подобрать по фотографиям и все разложить, как пасьянс. Мы общаемся практически со всеми агентствами. Я стараюсь со всеми быть дружелюбной, как с актерами, так и с агентами. На пробах в первую очередь предлагаем актеру чай, кофе, потому что мы его ждали, создаем доброжелательную атмосферу. Мы работаем на актера, на его восприятие. Сейчас наблюдается другая тенденция – актеров недооценивают. У меня был только один случай в жизни, когда я накричала на актеров массовых сцен, так как они меня подводили, но тогда мы работали уже 24 часа.


Как молодому актеру пробиться? Вот он ходит и ходит по кастингам, а ничего не получается.


Пробиться… Всякие разговоры ходят вокруг этого, но я до сих пор не верю в то, что роли можно получать через постель. Я считаю, что это миф. Может, была подобная история у двух-трех актрис, но мало что из этого получалось. Бывает, приходит на кастинг молодой актер, и я уже вижу, что он сам не верит в то, что пройдет, что он сможет. Он просто пришел, на всякий случай. В такой ситуации я разговариваю с актером – и все сразу становится ясно. Личность, если есть она, все равно проявится. Иногда это приходится из человека вытаскивать. Была девочка из Питера, очень красивая, которая снялась только в одном фильме. Мы с ней стали работать, но ее так зажало… Мы сели, стали разговаривать, я включила камеру и начала снимать. Была сцена со слезами, я чувствовала, что она могла это сыграть. работали практически два часа. Провели пробы – и ее утвердили. Мы просто сняли зажим. Молодым актерам надо ходить на кастинги, пробоваться, не терять надежды.


Алла Алешина



Назад к списку новостей