Татьяна Ахмедова – настоящий человек кино. Вся ее жизнь связана с кинематографом. Она прошла все стадии работы на съемочной площадке, сейчас работает вторым режиссером, но у нее есть несколько проектов, где она кастинг-директор. Мы попросили Татьяну поделиться секретами этой профессии.
–Давно ли вы в кино? Раньше профессии кастинг-директора не существовало?
– В кино я с 1971 года. Раньше подбором актеров занимался ассистент режиссера по актерам. Мы много ездили, искали актеров по стране, тогда СССР. Сейчас это дорого.
– В чем основная задача кастинг-директора?
– Не просто набрать актеров, а создать актерский альянс. Он должен быть интересный, где-то неожиданный. Важно учитывать пожелания режиссера-постановщика. Главное –достичь понимания друг друга в этом отношении.
– С кем вы сделаете больше всего фильмов? Кто ваш главный режиссер в жизни?
– Бахтияр Худойназаров, я его чувствую, как художника. Я могу предположить почти точно, что ему понравится, а что ему не понравится. Принцип Бахтияра – не встречаться с актерами до утверждения . Он смотрит фотографии, смотрит видео. Пробы провожу я сама. Вот такой подход. На площадке, естественно, он совершенно другой. У него есть одна интересная черта. Утвердив актеров, Бахтияр встречается в неформальной обстановке с актером, от этой встречи зависит абсолютно все, принимает окончательное решение.
– Какие актеры нужны больше всего вам и вашему любимому режиссеру?
– Мне все актеры нужны. Нужны необычные. Нужны личности. Режиссер всегда ищет нерв. Он очень любит Сергея Леонидовича Гармаша, Андрея Панина очень любил. Вот такого уровня актеры.
– Какие личностные качества вам необходимы, как кастинг-директору и второму режиссеру?
–Надо любить свою работу, самой быть личностью, должно быть желание знать побольше. Нужно ходить в театры, вот как Татьяна Трубникова, которая бывает на всех премьерах.
– У вас должна быть феноменальная память, ведь надо помнить лица всех актеров?
– Да, если актер запоминается, то запоминается, если нет, то нет.
– На кастинг-директоров где-то учат или этой профессии невозможно научить?
– Я вообще начинала помощником на площадке. Когда мне первый раз доверили хлопнуть хлопушкой, я так была счастлива! Была «хлопушкой», потом ассистентом, потом вторым режиссером. Иногда я кастинг-директор. Каждый новый проект начинаешь, как первый, словно ты до этого ничего не делал…. Насколько знаю, многие кастинг-директора, которые по первой профессии актеры. Это им близко и понятно. У меня сложилось как-то само собой. Опыт и наверное интуиция помогают мне в подборе.
– Вы работали со звездами. Как они себя ведут на съемочной площадке?
– Мы в 89-м году с Валерием Бакиевичем Ахадовым снимали фильм «Руфь» с Анни Жирардо. Ей написал письмо наш автор сценария – и Анни ответила, что это история ей интересна. Мы были потрясены, как профессиональна эта великая актриса! Скромна, терпелива и не расставалась со сценарием никогда. Роль была очень многословная, она, бывало, уставала от текста, кроме того в этой картине все очень быстро говорили. Но не было ни одного случая, чтобы Анни не знала текст.
– Анни Жирардо говорила на французском, а потом ее дублировали?
– Да. Ее озвучивала Тамара Семина. У нас был очень большой голосовой кастинг. У Анни очень специфический голос, узнаваемый. Когда пришла Тамара Петровна, Валерий Бакиевич сказал, что мы попали в точку и поблагодарил меня за рекомендацию.
– Как вы ищете молодежь?
– На картине «Шик» мы перелопатили все вузы. Ивана Кокорина утвердили уже перед отъездом в экспедицию. Нужен был ботаник, и когда Ванечка пришел, автор сценария сразу предложил Бахтияру утвердить его. На главную женскую роль, Бахтияр утвердил девушку, никому неизвестную, из Севастопольского Русского драмтеатра. Сейчас у нее все хорошо, она работает вторым режиссером, пишет сценарии. Ее имя Руслана Рухадзе.
– Вы пользуетесь услугами агентов?
– Обязательно. С Татьяной Трубниковой мы имеем опыт общения на трех или четырех проектах.
– Какие нужны презентации от актера, чтобы он вам был интересен? На что вы обращаете внимание?
–Мы всегда говорим актерам, что самые лучшие фото – это фотографии без грима. Можно представить несколько фото в каких-то образах, но обязательно должна быть фотография без грима. Главное, чтобы было видно глаза. Мы ведь ищем персонаж. Мы показываем фото художнику-гримеру, художнику по костюмам, что можно сделать с этим лицом. Понятное дело, что потом будут пробы грима, пробы костюма и просто пробы. Но самый первый этап – это чистые фотографии. По поводу шоурилов – хорошая идея, помогает увидеть пластику и мимику актера. Сейчас агентство «Жар-птица» как раз стало этим заниматься. Многие актеры делают нарезку фрагментов из фильмов. Эти материалы мы тоже смотрим. Сейчас все делается на компьютере – и это очень удобно. Если нужен какой-то альянс актеров, то можно сразу подобрать по фотографиям и все разложить, как пасьянс. Мы общаемся практически со всеми агентствами. Я стараюсь со всеми быть дружелюбной, как с актерами, так и с агентами. На пробах в первую очередь предлагаем актеру чай, кофе, потому что мы его ждали, создаем доброжелательную атмосферу. Мы работаем на актера, на его восприятие. Сейчас наблюдается другая тенденция – актеров недооценивают. У меня был только один случай в жизни, когда я накричала на актеров массовых сцен, так как они меня подводили, но тогда мы работали уже 24 часа.
– Как молодому актеру пробиться? Вот он ходит и ходит по кастингам, а ничего не получается.
– Пробиться… Всякие разговоры ходят вокруг этого, но я до сих пор не верю в то, что роли можно получать через постель. Я считаю, что это миф. Может, была подобная история у двух-трех актрис, но мало что из этого получалось. Бывает, приходит на кастинг молодой актер, и я уже вижу, что он сам не верит в то, что пройдет, что он сможет. Он просто пришел, на всякий случай. В такой ситуации я разговариваю с актером – и все сразу становится ясно. Личность, если есть она, все равно проявится. Иногда это приходится из человека вытаскивать. Была девочка из Питера, очень красивая, которая снялась только в одном фильме. Мы с ней стали работать, но ее так зажало… Мы сели, стали разговаривать, я включила камеру и начала снимать. Была сцена со слезами, я чувствовала, что она могла это сыграть. работали практически два часа. Провели пробы – и ее утвердили. Мы просто сняли зажим. Молодым актерам надо ходить на кастинги, пробоваться, не терять надежды.
Алла Алешина