Вами отобраны для проекта актеры: 0

Марина Станевич: «Для меня каждый проект – это что-то особенное»


Марине Станевич всего 26, но она уже 10 лет делает кастинги в кино. Марина – продолжатель кинематографической династии – любит кино и буквально им живет. Сегодня она рассказывает об особенностях профессии кастинг-директора и о своем отношении к ней.


– Марина, вы фрилансер или работаете в какой-то конкретной кинокомпании?


Я фрилансер, работаю, скажем так, куда меня сердце позовет, потому что соглашаюсь я не на каждый проект, благо, у меня есть такая возможность.


Расскажите, пожалуйста, как вы начинали?


Мне повезло, я один из самых молодых кастинг-директоров, мне всего 26 лет, а в кино я работаю уже более 10 лет. Я начала работать стажером, потому что у меня мама с 1975 года работает в кино. Она работала на таких фильмах, как «Мимино», «На муромской дорожке» и других. Мама моя, можно сказать, такой «зубр» в нашем кино. Работала продюсером, но сейчас она уже ушла на пенсию, сказала, устала, хочу посидеть с внуками, хоть увидеть их, в конце концов. А меня она в 15 лет привлекла поработать на летних каникулах в съемочной группе. Я решила пойти посмотреть, чтобы понять, хочу ли я там работать. Мама рассказывала нам с братом про кино, но одно дело рассказы, а другое, когда ты сам окунаешься в процесс. Процесс меня затянул. В 17 лет я уже работала заместителем директора картины на последнем фильме Владимира Мотыля «Багровый цвет снегопада». После работы с Владимиром Яковлевичем мне уже ничего не было страшно. Владимир Яковлевич – это тот человек, который даже в массовку не брал абы кого, он был очень требовательным. Мы снимали фильм про Первую мировую и гражданскую войну, и нам для массовки нужно было всего 20 человек. Чтобы их найти, мы объездили все военные училища в Москве и Подмосковье, мы заставляли выстраивать всех на плацу. И Мотыль отбирал каждого по лицу. И это массовка, я не говорю уже про актеров… Вот так я начала работать. Мне по-настоящему повезло, потому что и у меня сформировалось такое же отношение к нашей работе, что в ней нет каких-то незначительных деталей, что каждое лицо, каждый актер в конечном итоге имеет огромное влияние на результат, который будет. Поэтому для меня кино – это не фабрика, это моя жизнь, это творчество. И я понимаю, какую несу ответственность в этой профессии. Удачный кастинг дает, как минимум, 50 процентов успеха фильма. А то и больше.


Расскажите, на каких еще проектах работали?


Я работала с Сергеем Урсуляком на «Исаеве» о молодых годах Штирлица. Один из последних интересных проектов – «Джафарон» Натальи Петровой. Она бывшая актриса, сейчас режиссер, давно живет и работает в Европе, человек свободный, может снимать то, что хочет. Ей пришла идея, она сама написала сценарий на очень важную для нынешнего мира тему – терпимости и взаимопонимания друг друга. Джафарон – это сочетание имен двух главных героев, Джафар – мусульманин, Арон – еврей. Это абсолютно международный проект. К сожалению, он сейчас встал, потому что мы не нашли главного героя.


Кого вы не смогли найти – Джафара или Арона?


Джафара мы нашли замечательного, идеального просто, а Арона, к сожалению, пока нет. Нам нужен рыжий, голубоглазый, харизматичный – некая смесь Джонни Деппа и Дэниэла Крейга. Честно скажу, что мы вышли далеко за пределы России, последним этапом нашего кастинга была уже Франция, Германия, Скандинавия. Как ни странно, не нашли. Сейчас до сих пор ищем. Просто у Наташи хорошая ситуация, у неё частное финансирование. И что интересно, люди, приходившие к нам на кастинг, настолько заинтересовались идеей фильма, что были готовы чуть ли не бесплатно у нас сниматься, лишь бы этот проект состоялся. Есть тяга к серьезным темам в кино.


Вы работали на многосерийных проектах?


Да, я работала на сериале «Жаркий лед» про фигуристов, потому что мне было интересно, как спортсмены могут себя повести в роли актеров. Меня очень порадовал Алексей Тихонов – он очень талантливый, переиграл многих актеров, и чисто по-человечески – просто замечательный! Никогда не слышала от него никаких нареканий, капризов. Вот один пример: у нас была финальная съемка прямо перед Новым годом, а Леша выступал в это время в Киеве, и прямых рейсов уже не было, так он всю ночь ехал на машине во Львов, чтобы успеть на самолет, который прилетел как раз к нашей съемке. Маша Петрова тоже замечательная.


Скажите, пожалуйста, если вы абсолютно уверены в правильном кастинге, а продюсер, например, не согласен с вами, есть ли возможность убедить продюсера, что ваш выбор единственно верный? Были такие случаи?


Были. Вот совсем недавно мы снимали пилот «Боты». Проект интересный – про роботов. Генеральный продюсер – Александр Маратович Кессель, я его очень уважаю, он много лет жил и работал в Америке. Но, как часто бывает у мужчин, для него «есть два мнения – мое и неправильное». С такими людьми очень сложно. Главную подростковую роль у нас должен был сыграть мальчик. Я предложила Якова, который в «Малевиче» снимался, одну из главных ролей играл. Я была уверена в нем на 100 %, он нравился и режиссеру, мы уже примерили ему костюм – все замечательно, завтра съемка. А Александр Маратович вдруг говорит: «Мне не нравится, вот что хотите, делайте, он играть не будет». Я для себя понимаю, что никто лучше, чем он, с этой ролью не справится, но я должна предложить еще варианты. Накануне съемок организую новый кастинг, через меня проходит еще 20 подростков, которых Александр Маратович, сидя в Лондоне, отбирал по фотографии и по видео. Я сделала то, что от меня хотел продюсер – предложила ему варианты, а потом чисто по-женски, по-еврейски, потому что у меня тоже эти корни есть, мягко его убедила, что Яков-то самый лучший по вполне объективным показателям. И Александр Маратович со мной согласился. Просто ему надо было предложить варианты, как мне моя мама рассказывала случай с Пырьевым…


Она работала с Пырьевым?


Нет, она снимала биографический фильм о нем, и многое ей тогда рассказал сын Пырьева, Андрей Ладынин, они очень дружили. История такая. Накануне съемок, когда уже все было утверждено (а ведь в советское время всё до последней булавки утверждалось худсоветом), Пырьеву не понравилась кофточка на главной героине. Он понесся в костюмерную Мосфильма, сам стал рыть «я вот сейчас сам все выберу». Роет-роет, достает кофточку – вот она! А костюмер говорит: «Да она же и была на актрисе»… Главное, показать мужчине-продюсеру, что есть выбор, есть маневр. А потом убедить, что мой выбор – это его выбор. Приходится в данной профессии использовать какие-то женские хитрости.


Ваша личная память должна быть подобна суперкомпьютеру, надо же в голове держать сотни лиц?


Всех помнить, естественно, невозможно, поэтому я создаю базу. Актеров сейчас очень много, каждый год из государственных и коммерческих вузов выпускается по 2500 человек. А еще куча непрофессиональных актеров, которые себя мнят таковыми – они снялись один раз в эпизоде и рвутся дальше в бой. Поэтому я, конечно, не могу помнить всех. Помню хорошо тех, кого считаю действительно талантливыми. Для всех остальных существует база.


Скажите, какие нужны материалы от актёра для вашей базы?


Естественно, мне нужно резюме со всеми данными актера. То есть не только, что закончил, где родился – нужно указать абсолютно все профессиональные навыки. Вот на сайте «Жар-птицы» все достаточно удобно сделано. Для меня важно знать, что он умеет, на каком музыкальном инструменте играет, пусть даже на ложках – а вдруг мне это где-то пригодится? Пишите всё – рисуете, водите машину, занимаетесь акробатикой, умеете печь пирожки… Для меня важны все актерские навыки. А еще надо подробно перечислять все проекты, где актер снимался, и указывать имя режиссера, продюсера, писать полный метр это был или сериал, и какого плана роль была сыграна.


Сколько вам надо фотографий присылать?


В принципе, меня вполне устраивает до 10 фотографий. Лицо должно быть на кадре крупно. Я не люблю фотографии в каких-то непонятных костюмах, меня это дико раздражает, и честно говоря, я не считаю, что это профессиональный подход к делу. Мне нужна фактура, я должна понимать, с чем буду работать. Фото должно быть в профиль и фас, а также в полный рост. Всегда говорю актерам - мне нужна актуальная фотография. Но актер говорит: «Я пришлю фото, снятое 5 лет назад, я там покрасивее…». В результате ко мне на кастинг приходит совершенно другой человек…


Который успел подрасти…


Да, у меня были такие случаи, и это очень некрасиво. В чем еще проблема нынешних актеров? После определенного возраста и после достижения определенного статуса многие перестают за собой следить. Они себя распускают, считая, что они и так уже достаточно популярные, им не обязательно за собой следить, ходить в спортзал или косметологу. Поэтому очень многие российские актеры после 30-40 выглядят так, как будто им уже за 50. Кстати, посещение актером косметолога совсем не говорит о том, что он женственный, это говорит о том, что он уважает себя и своего зрителя. Если посмотреть на артистов на Западе, они до старости держат форму, потому что это часть профессии. До наших артистов, скажем так, мне достаточно трудно это донести. Пока молодые, они пользуются своей внешностью, тем, чем их наградила природа. Но работать над собой никто не хочет и не умеет. Девушки еще более-менее стараются ходить в спортзал, нам это по-женски вроде и положено – следить за своей внешностью, но до мужчин достучаться невозможно.


А вы просите от актеров видео или шоу-рилы?


По фотографиям я никого никогда не утверждаю. Мне нужно видео, и очень его просят режиссеры. Вот на днях позвонила мне агент одного известного артиста, не буду называть фамилии – вот, хочу напомнить, что есть такой замечательный артист. Естественно, я ее прошу прислать мне свежее видео с этим артистом, на что она возмутилась и сказала: «Но он же достаточно известен». Я говорю: «Вы знаете, у меня известные и популярные мэтры это делают, потому что понимают, что, может быть, у него миллион ролей, но мне по пластике и по психотипу он может не подойти, я должна его посмотреть и режиссеру показать».


Как вы считаете, нужно профессиональному артисту проходить дополнительные тренинги, посещать коучинги?


Вот во что действительно важно вкладываться - это в образование. Причем, я считаю, что актер должен ходить не только на актерские тренинги или семинары, актер, как губка, должен впитывать информацию отовсюду в течение всей жизни. Вот он едет в метро, в машине, идет по улице, увидел интересный персонаж – должен наблюдать за ним, подмечать особенности. Откуда еще актеру черпать характеры? Он может читать книжки, он может для себя что-то фантазировать, но персонаж должен быть приближен к жизни. Актер должен быть хорошим психологом. И совсем необязательно идти на второе высшее психологическое образование, просто нужно этим интересоваться, что-то читать. Еще есть сейчас большая проблема актерского отношения к самой профессии. Многие из тех, кто сейчас снимается в кино, считают, что главное в актерской профессии – это засветиться, показаться, стать звездой. У них нет уважения к зрителям и нет уважения к тем людям, с которыми они работают. Поэтому когда подобные ко мне приходят на кастинг с позицией «я звезда» – подобные, потому что я людьми их не могу назвать и актерами в том числе – я достаточно быстро с ним прощаюсь и для себя против этой фамилии ставлю галочку, больше я с ним не работаю. Потому что я к профессии отношусь по-другому.


А бывают у актеров случаи непрофессионального поведения уже на съемках?


Ну, за 10 лет я видела многое, и бутылки вытаскивала из кустов, и мне приходилось вытаскивать актера чуть ли не за шкирку из дома в невменяемом состоянии, потому что группа уже на площадке, съемка дорогостоящая, а это главный артист, который был заявлен… К сожалению, бывает, есть такие просчеты, всего не предусмотришь.


А у кастинг-директоров существует черный список? Если человек пьет на съемках, все должны об этом знать?


Да, конечно, кастинг-директора об этом сразу оповещаются. Ответственность в нашей работе — главное.


В последнее время почти каждый артист имеет своего агента. Почему тогда агенты не занимаются своими подопечными?


Могу сказать, что в системе агентов и агентств профессионалов можно по пальцам перечесть. Агентство «Жар-птица», кстати, один из этих пальцев. Немногие понимают, что действительно они должны делать и что это значит – быть агентом у актера. В принципе, агент – это вторая мама, сестра, брат в зависимости от ситуации. Агенты должны следить, чтобы с актером было все в порядке, что он вовремя приезжает на пробы, на площадку в нормальном состоянии, что он знает текст. Агент должен заботиться об актере всегда, чтобы не было такого - актер отснялся, и им больше не занимаются. Актер должен чувствовать, что агент всегда на его стороне, что они команда. Агент должен то же самое понимать, что он не только деньги с актера получает, он несёт за него ответственность, это его подопечный, а не машинка по печатанию денег. Вот когда у агента будет такое отношение к профессии, тогда институт агентов заработает по-настоящему. Пока, к сожалению, этого нет. Поэтому во многих случаях я как кастинг-директор достаточно часто появляюсь на площадке, потому что это приводит актеров в чувство, когда например, с ассистентом они ведут себя неадекватно или вьют веревки из режиссеров – и такое бывает, особенно у молоденьких актрис. Поэтому честно могу сказать, что приходится приезжать на площадку, промывать мозги, и промывать мозги не только молодым, но и людям, которые уже давно в профессии.


Марина, вы такая молодая девушка, красавица, а настолько приучены к дисциплине, и в голосе уже металл. Вот этот груз постоянной ответственности на вас не давит?


Ну, как вам сказать, наверное, давит… Но в этой профессии, как в дрессуре, – если ты покажешь слабину, тебя актеры уже не будут слушать. То же самое с режиссером, с продюсером – они должны чувствовать, что в тебе есть стержень, что ты отвечаешь за свою работу, что ты не просто девочка, которая пришла и отсиживаешь свои деньги и что скажешь тебе «утверди этого», ты его и утвердишь. Нет, это не работа, это возьмите человека с улицы – и он вам всё так сделает. Я пришла сюда работать творчески, у меня есть свое видение, я слушаю режиссера, мы с ним всегда работаем в связке и в партнерстве, но, тем не менее, у меня есть видение, и я готова его защищать. Потому что для меня каждый проект – это что-то особенное. Я когда первый раз читаю сценарий, он для меня оживает, я уже вижу для себя, кто бы мог это сыграть. Для меня важно работать с режиссерами, у которых есть нестандартная жилка. Например, в сценарии прописана роль осветителя, мужчины. Неожиданно мне приходит мысль, и я могу предложить ее режиссеру – а пусть это будет не мужчина, а женщина, такая бой-баба, уже повидавшая виды, совсем другой образ, но он дает другие краски. Нестандартный подход, но это как-то цепляет. Ведь гениальная Фаина Раневская была мастером эпизода. Актер второго плана – вот в чем проблема нашего современного кино, где делают упор только на первый план. Как я это называю, у нас много в картинах «фикусов-кактусов» – людей, которые не имеют никакой смысловой нагрузки, их персонажи абсолютно не проработаны, их появление необоснованно. А для меня в кино все очень важно.


- У вас есть кинематографическое образование?


Я окончила продюсерский факультет ВГИКа, училась на заочке, потому что постоянно работала, но честно скажу, не жалею, что пошла на заочное отделение, потому что нам преподавали мастера и международные тренеры, которые всю «воду» убирали и оставалось только «мясо» – то есть то, что можно сразу брать и использовать в профессии. Помню, во время учебы нам показали интервью с какой-то голливудской звездой, его спрашивают: «Вы показываете своим детям фильмы с вашим участием?» На что он ответил: «У меня критерий отбора роли такой – стану ли я потом показывать это своим детям». Честно говоря, до определенного момента я об этом не задумывалась, а последние несколько лет понимаю, что у меня будут дети, они будут расти в этой стране, и они будут смотреть те фильмы, которые создам в том числе и я. То есть я несу ответственность, какими они вырастут, какими вырастут люди вокруг них.


Марина, у вас такое серьезное отношение к кино, что я совершенно уверена, что вы не остановитесь в своем профессиональном росте. Скажите честно, вы примериваетесь к новой ступеньке в своей творческой биографии?


Скажем так, есть два направления в кино, которые действительно меня интересуют – режиссура и международный кастинг. Честно признаюсь, как режиссера я себя вижу, но вижу не сейчас. Потому что я понимаю, что режиссер, это человек очень наполненный, человек, который знает, что он хочет сказать и у него есть, что сказать людям. Я считаю, что на данный момент, я пока к этому не готова, недостаточно опыта, именно житейского. Но через некое количество лет, я думаю, что к этому все-таки приду. Теперь о втором для меня важном направлении. Когда мы делали кастинг с Наташей Петровой, у меня было много иностранных актеров из Америки, Германии, Израиля, которые приезжали сюда. Я поняла, что они работают абсолютно по-другому. И мне стало это настолько интересно, что я бы хотела поехать изучить иностранный опыт. Я хочу набраться опыта там, а потом вернуться, найти единомышленников и что-то здесь изменить в нашем кино, потому что все-таки Россия – это моя страна. 


Назад к списку новостей