Вами отобраны для проекта актеры: 0

Кастинг-директор Ольга Нестерова: «Актер - это такая профессия, где можно совершенствоваться до гробовой доски»


Изображение 009.jpg

Ольга Нестерова – кастинг-директор компании «Мотор Фильм студия». Она известна в профессиональной среде как один из самых успешных «поисковиков» новых лиц в Москве. Через кастинг Ольги за 13 лет прошли даже не сотни, а тысячи актеров, и она, как никто другой, знает, в чем же секреты успешного кастинга. Ольга Нестерова дала нам эксклюзивное интервью, где дает советы тем, кто хочет пробоваться в кино.


Расскажите, пожалуйста, с чего начинается ваш поиск артистов на новый проект.


- Сначала ко мне приходит сценарий, я его читаю и вижу, какими должны быть персонажи. Потом, система у нас на «Моторе» такая, у нас каждый будний день с 15.00 до 18.00 проходит кастинг. Артисты уже к этому привыкли и 13 лет ходят ко мне на кастинг, как на работу раз в месяц. Я смотрю внешне, на какую из ролей артист больше подходит, и даю текст для пробы. Затем, актер учит его, пока сидит в очереди, потом заходит, я ему подыгрываю из-под камеры, он играет со мной в паре эту сцену. Потом монтажер это все монтирует, обрезает и подкладывает титры. Когда приходит режиссер, то мы с ним садимся за монтажный компьютер, открываем папки с названием того или иного персонажа, и смотрим всех претендентов на эту роль. Их может быть до ста человек. Смотреть всех конечно не всегда есть возможность, тогда моя задача подсказать режиссеру на кого обратить особое внимание. Режиссер отбирает по 3 человека на каждую роль, мы делаем диск и отсылаем продюсеру. Продюсер уже из этих трех выбирает одного. Или ему никто из троих не нравится (у него другое видение этого персонажа, нежели у режиссера). Тогда приходится делать докастинг. Так что в «Моторе» стандартная, отработанная система, по которой мы работаем. Всем очень удобно.

А, бывает так, что вы собираете банк данных, и актеры могут кочевать из одного проекта в другой?


- Наши продюсеры смотрят каждый раз новые пробы, даже если артист у них играл уже во многих проектах, они его знают как облупленного, все равно просят вызвать и попробовать именно конкретно на эту роль. Даже на роль «кушать подано» все равно делаем пробы. Без проб не берут. Это специфика нашего продюсера Дмитрия Фикса.


То есть вы каждый раз с чистого листа начинаете?


- Каждый раз с чистого листа. Очень редко бывает, когда очень-очень срочный проект – со сценарием затянули, а канал требует срочно запускаться – мы берем видео из предыдущих кастингов. Но все равно я тем, кого отобрали, звоню и прошу, чтобы приехали сделать «родную» пробу.


Насколько я поняла, в своей работе вы должны быть: а) режиссером, б) оператором, в) актрисой (чтобы подыгрывать). Кто вы по образованию?


- О, это сложный вопрос. Сначала я окончила Московский Университет Электроники и Математики, второй институт окончила по специальности режиссер-педагог, преподаватель специальных дисциплин по специальности режиссура и сейчас заочно изучаю православное Богословие в Свято-Тихоновском гуманитарном университете.


И еще вы – актриса?


- Театру я отдала в общей сложности около 15-ти своих самых счастливых лет. А, потом только в кино ушла из-за меркантильных соображений.


А как вы стали кастинг директором?

​  У меня был свой детский театр. Как-то моих детей пригласили в рекламу «Кока-колы», потом попросили сделать кастинг на другую рекламу, потом взяли в штат рекламного агентства как кастинг-директора, а потом уже пригласили ассистентом по актерам на «Мотор». Когда я пришла на «Мотор», там еще не было кастинг-отдела, я начала создавать картотеку актеров, делать видео-пробы и работать на площадке уже не оставалось времени, так я и засела в офисе. Иногда только выбираюсь на съемочную площадку, чтобы поиграть, самой оказаться в актерской шкуре.


А сейчас с какими каналами вы работаете?


- Почти со всеми центральными каналами. У нас есть НТВ-шные проекты, есть для «России», ТВЦ, сейчас вот начинаем сериал «Сиплый» для Первого. Для канала ТНТ у нас был ситком «Моя родня», я там и как режиссер-постановщик поучаствовала. «Мотор» также и для кинотеатров полнометражные фильмы снимает.


Я обратила внимание, что вы очень доброжелательны к тем, кто приходит. Но ведь приходится какое-то безумное количество людей через себя пропускать?


- Более сорока человек в день у меня бывает.


Как вы психологически от этого защищены? Это же тяжелая работа.


- Поначалу я не справлялась с этим. До тех пор, пока не озаботилась своим духовным возрастанием, позволяла себе раздражаться на профнепригодность некоторых непрофессиональных актеров. Потому, что очень много идёт людей из массовки, которые поснимались во всяких там «Федеральных судьях» и тому подобных шоу, и им показалось, что они уже великие артисты. Очень тяжело общаться с человеком, который говорит с тобой совершенно на разных языках, не понимая, что такое сверхзадача, принудительное внимание, действие словом, взаимодействие с партнером и т.д.


Вы что, каждого выслушиваете?


- Поначалу, конечно, выслушивала, а потом стала говорить: «Ну, зачем вы пришли… Вы, же видели у меня на двери надпись: «Лицам без актерского образования вход категорически воспрещен!» Это трата моего времени, вашего времени…» и так далее. Потом я поняла, что бесполезно трачу время, объясняя непрофессионалу, что он непрофессионал, потому что он все равно в это никогда не поверит. Поэтому мне проще стало говорить: «Спасибо, хорошо, всего доброго». Так быстрее. А они меня спрашивают: «Нормально?» Отвечаю: «Нормально».


И все-таки делаете ему пробу?


- По крайней мере, так хотя бы человека не обидишь. Теперь я воспринимаю это как тренинг на смирение.


- Любовь к ближнему – вот она во плоти...


- До настоящей любви конечно далеко. Просто стала больше понимать их, жалеть, что ли. Раньше я могла даже накричать на такого, могла выгнать. Но поняла, что хуже от этого потом мне самой становится. Совесть-то болит. Да, он – непрофессионал, но он тоже хочет в артисты.


Что движет ими – любовь к кино или желание заработать?


- Так как все мы люди грешные, то в жизни много лицедействуем, играем роли хороших, добрых людей и играем их великолепно, потому что очень хотим понравиться окружающим. На самом деле мы не совсем такие. Мы эгоистичные, корыстные, никого кроме себя не любим – и так далее. Поэтому каждый человек о себе думает, что он хороший артист. А еще, если он в компании здорово рассказал анекдот, то все ему: «Ну, ты артист! Ну, ты даешь! Тебе надо в кино!» И вот человек идет – сначала в массовку, потом на «Федерального судью» или «Окна» какие-нибудь… А там ему вдруг дают слова, он даже со словами начинает играть. И вот ему кажется, что уже он актер. И уже хочет славы. Почему, например, у какой-нибудь звезды съемочный день 300 000, а у меня 300 рублей? Я же артист, чем я хуже его, я могу так же как он! И тогда я позволяю себе прийти на кастинг, взять роль и типа ее сыграть.


Понятно. Отсеять их абсолютно невозможно?


Невозможно. Если вы посидите со мной денек, Вы увидите, что таких большинство.


- Как в такой обстановке артисту настроиться на роль в пробе?


- Все, кто меня просят пропустить их без очереди («мне в театр», «мне на поезд» и т.д.), конечно, я пропускаю. Но у кого нет особой срочности – лучше посидеть, подготовиться. За это время ты настройся, сосредоточься. Разбери текст – «какие у меня взаимоотношения с партнером, где кульминация, с чего начинаю, чем кончаю, какой у меня конфликт, какое сквозное действие». Обычно актер чисто эмоционально чувствует, каким он должен быть в данном отрывке – и на одной этой эмоции его и держит. Получается стоячий кадр, он не интересен. Интересно только движение, мы следим только за действием, за процессом. А если ты одинаковый в первой фразе, во второй, то в третьей – мне уже неинтересно смотреть на это. Я просто щелкну переключателем на другой канал, потому что сейчас у всех по 150 каналов и есть возможность выбирать. Вот почему важна работа с этим листком перед пробой. Ты посиди эти полчаса, порепетируй, если что-то не понятно, задай вопрос режиссеру, внутренне настройся, и только после этого начинай. Чтобы я потратила на тебя твои законные 3 минуты, и чтобы ты отработал их на 100 % с одного дубля. Потому что при таком потоке у меня практически нет возможности на повторный дубль. А потом придет продюсер и увидит огромное количество проб на эту роль. И чем ты выделишься из прочих? Только мастерством. А если ты о себе подумал, что ты талантлив, и ты уже все можешь сыграть – всё, ты остановился. Потому что это такая профессия, где можно совершенствоваться до гробовой доски. Предела совершенства в актерской профессии нет. Есть второй план, третий, десятый и прочие глубины проживания. Ведь камера – это детектор лжи. Человек может сидеть перед камерой с абсолютно каменным лицом и говорить текст без всякой мимики, а я буду видеть, есть у него второй план или нет. Проживает он эту роль или просто слова говорит. В театре можно обмануть. В театре уже с восьмого ряда глаз актера не видно. Может «плохой» человек сыграть «хорошего», «хороший» – «плохого», молодой – старика, мужчина - женщину и так далее. В кино камера ловит тебя самого, твое нутро. Кино – это все равно Станиславский: «я в предлагаемых обстоятельствах», проживание, пропускание через себя. Только тогда я тебе верю. Вот в комедии другой принцип актерского существования.


В комедии не нужно «проживание»?

Когда мы снимаем драматическую пробу, артист должен, прежде всего, думать о втором плане. Вот я вроде сейчас рассказываю о секретах мастерства, но на самом деле я хочу показать, какой я хороший кастинг-режиссер, какой я профессионал, да? Это мой второй план, хотя я его всячески скрываю, да? Так же и в жизни мы действуем, потому что у нас всегда есть наша личная корысть. Это надо помнить, когда ты играешь драму. Когда ты играешь комедию, на первый план выходят гротесковые предлагаемые обстоятельства, какие-то преувеличенные, странные, ненормальные, комичные. И ты в них должен верить, безусловно, по первому плану, со всей искренностью. Гротесковая форма должна соответствовать такому же усиленному проживанию. Зритель будет смеяться только тогда, когда он тебе абсолютно поверит. Если он видит, что ты дурачишься, «комикуешь», он никогда не поведется на этот развод. Ему смешно, только когда трогательно, а трогательно – когда по правде, когда искренне. Дешевое комикование от правильной комедии отличается очень серьезно.

А опытные, известные актеры владеют искусством «идеальной» пробы за один дубль?

Ну, класс актерский сразу виден. В основном, это люди плотно занятые в театре, находящиеся в постоянном психотренинге. Но за 13 лет я уже всякого насмотрелась. Бывает так – приходит актер молоденький, талантливый, хороший. Думаешь: «Вот! Этот пойдет, у него будущее». А потом стоит ему получить какую-нибудь главную роль – и глядишь – «поплыл»! Приходит сюда на кастинг – его не узнать. Весь полон гордыни, надут, а сыграть ничего не может. Всё плоско, примитивно, штампами. Особенно это заметно по некоторым нынешним «звездам» (не будем называть фамилии), как люди останавливаются в профессиональном развитии, как только начинают о себе много понимать. Это очень обидно. Когда ты видел, насколько был талантлив человек, и как он сам себе теперь мешает.


Ольга, а кого лично вы открыли для кино, и вот с вашей подачи актер пошел в гору?


- Честно говоря, не хотелось бы приписывать себе каких-то заслуг в этом смысле. Но, вот есть такой артист Дмитрий Орлов, он сыграл свою первую звездную роль легендарного капитана Маринеско в фильме «Первый после Бога» с моей подачи. Правда, Дима об этом ничего не знает. Приходил ко мне продюсер, копался в папках с фотографиями, искал актера на роль командира подводной лодки. И чтобы был моложе 40 лет, и чтоб не звездный актер, нужно было новое лицо. И я тогда предложила им Диму Орлова.


Какие личностные качества важны, чтобы актера выбрали?


Давайте исходить от того, как мыслит продюсер. Продюсеры, в основном, думают, что зрителя у экрана можно удержать только сексапильностью главного персонажа. То есть, девочка должна быть сексуально привлекательна. А еще лучше, чтобы она была с виду ангелом, но чтобы при этом она излучала безудержный секс. Типа только это может удержать у экранов зрителя. А мужчина нынче в ходу красавец-брутал. Сейчас все чаще можно увидеть на экранах некоторых, с позволения сказать, «актеров», которые выбираются в звезды просто из-за того, что у них мужественная внешность и накачанные мышцы, но нормального актерского образования нет.


Как вам кажется, эта мода надолго? Пройдет она или нет?


Мне кажется, что это надолго. Потому что мир катится в сторону оголтелого капитализма. Кино стало бизнесом. И еще одно. У нас в стране в 90-е годы был серьезный провал в киноиндустрии, в том числе и в кинообразовании. Нынешние продюсеры, в основном, самоучки. Режиссеры не знают режиссерского разбора сценария. У сценаристов нет идей, поэтому нет ответов на вопросы, поставленные в сценарии. Авторы не исследуют проблему, им это не интересно, они просто типа «бросают вопрос в вечность!» Поэтому история обрывается, как правило, на вершине негатива. Почти никто не знает, как же выйти из «скорбей», которые, на самом деле, каждый человек обязательно испытывает в своей жизни. Многие сценаристы даже и не подозревают, что проблемы даны людям для их духовного возрастания, для нашего исправления, для смирения нашей гордыни. Вот почему актеру, чтобы самому себя уважать, чтобы не опозорить свое имя в титрах, приходится саму себе быть режиссером. Если вам попался слабый сценарий, слабый режиссер – значит надо самому разобрать свою роль, понять ее смысл, ее кульминацию, и выйти на площадку и сделать ее с максимальным проживанием, потому что зритель не знает ни режиссера, ни продюсера, он видит в титрах твое имя – и ты отвечаешь, и с тебя спрос. Будь ответственным, какая бы маленькая роль тебе ни досталась, какой бы дурацкий сценарий ни был. Это твоя профессия, тебе надо ею зарабатывать деньги. Сидеть и ждать, что тебе придет какая-то суперроль – глупо. Ты должен делать любую работу, просто делай ее максимально качественно, пусть твой короткий эпизод в этом фильме будет самым интересным, самым ярким.


Тут еще, наверное, срабатывает мнение, что телевидение – это одноразовая история, сериал прошел, о нем забыли, можно не стараться…


- Ну и что теперь – относится к этому халтурно и себя растрачивать? Ты отнесись к этому как к психотренингу, как к репетиции. Тебе, твоему психофизическому аппарату дают возможность потренироваться. Ну, не позорься ты, это же останется на пленке. Сделай из этого конфетку, в конце концов.


Только так можно относиться к сериалам?


Ну конечно, а как?! Ну, это же – твоя профессия! Не хочешь - уходи. Но если остаешься, так уважай себя. Ты тратил столько времени на учебу. Ты стоишь в очереди в этих кастингах. Ты бегаешь по киностудиям. Вот получил какую-то, пусть малюсенькую роль, свои два заветных слова – сделай их так, чтобы это были лучшие два слова в этой картине. И таких эпизодов у тебя много накопится. Продюсер посмотрит и скажет: вот этот-то красавец – король эпизода, он мне нужен, я его беру.


Ваши советы молодым актерам по поводу фотографий и видео…


Вообще фотографии должны быть разные. Но ты должен показать себя реального. Если ты щупленький очкарик, то не надо тебе делать фотки, где ты какой-то брутал, крутой «бандос» с цепями. Надо себя очень трезво оценивать. Кино – это типаж. Что я за типаж? На что меня чаще всего берут? Сосед-алкаш, взбалмошная сплетница, учительница, повариха… Ты должен понять свой типаж и в этом русле сделать разные фото – с накрученными волосами, распущенными, в пучок собранными, в очках и без, мужчинам – с бородой и без бороды. Режиссер открывает твое портфолио и сразу видит на какую роль тебя можно пригласить. Вот передо мной типовая анкета актера. В нее помещается 6 вертикальных фотографий 10х15. Что я делаю? Две самые яркие фотки наклеиваю на первую страницу, там, где краткое резюме, остальные четыре размещаю на обороте, вот они-то и должны быть разными. Но в основном, у нас режиссеры не обращаются к актерским анкетам, потому что сразу идут к компьютеру смотреть видео-пробы: «А покажи-ка мне такую симпатичную, с харизмой, лет 20-25, озорную, бойкую, но хитрую». Я говорю: «Да, есть у меня такой персонаж, в таком-то проекте». И режиссер по пробе сразу видит не только внешность, но и актерский талант.


Твое видео (шоурил) должно включать фрагменты из отснятой роли где-то?


Необязательно. Это может быть что угодно. Ты должен меня удивить. Я должна увидеть твой талант, чем ты хорош. Вот, например, когда искали актеров на «Generation Пи» Пелевина, не могли найти никого на главную роль. Володю Епифанцева тогда после проб не отобрали. Тогда он взял и сам сделал пробу, он же учился на режиссёрском факультете ГИТИСа в мастерской П.Н. Фоменко. Снял сауну с бассейном и сделал этот отрывок с такой мощной энергией и с такой искренней верой в этот кокаиновый бред, что этот ролик насобирал немыслимое количество лайков в Youtube и в итоге дошел до продюсеров фильма. И по этой вот самовыложенной в Youtube пробе они его и утвердили.

Нужно ли киноактеру стремиться играть в театре?

- Я всегда говорю артистам: «Идите в театр! Театр – это постоянный психотренинг, постоянное партнерское общение. Вы не будете бояться камеры. Для вас моментально включиться в предлагаемые обстоятельства и принять на себя новый образ не будет составлять особого труда. Театр очень важен».


Дайте, пожалуйста, психологические советы актерам, которые придут к вам на кастинг…


Господа актеры, пожалуйста, не злитесь на очередь, лучше максимально используйте это время, чтобы настроиться на роль! Положим, после прочтения текста ты ничего не понял по действию. Успокойся. Спокойно, внимательно прочти второй раз. Сам текст даст энергию, даст силы и понимание сверхзадачи роли. Прочти третий раз. Не сразу начинай его учить. Почитай. Пусть он сначала тебе откроется. Когда ты прочтешь его седьмой раз, ты будешь видеть уже всю картинку – что здесь за отношения с партнером, какой характер, чего я хочу, в чем моя искренняя цель, где кульминация, с чего начинаю, чем заканчиваю. Все движение роли увидишь – вплоть даже до мизансцен, хотя на пробе мы сидим, но ты же в голове должен как бы вставать, как бы идти, как бы бить по лицу и т.д. Психофизика должна быть с проживанием. Ты должен знать, что в этот момент ты наливаешь чай, тут ты куришь, тут ты мечешься по комнате, хотя ты на самом деле продолжаешь сидеть на стуле. Должна быть кинолента видения.


Итак, секрет успешного кастинга это...?


Это как раз умение сделать режиссерский разбор текста перед пробой. Надо придумать такие психофизические средства, чтобы роль не выглядела стоячей болтовней, а чтобы чувствовалось ее внутреннее движение. Надо понять все стадии и придумать это движение. Кстати, этим мы занимаемся на специальных тренингах.


Олечка, спасибо вам огромное. Я столько тонкостей актерских узнала! Вы еще и педагог отличный!


- У меня в дипломе так и написано «режиссер-педагог».​ 


- Вы просто созданы для этой профессии!


Алла Алешина


Назад к списку новостей