Вами отобраны для проекта актеры: 0

Валентина Шанаева: «Я стала сниматься в 60 лет. Это безумно интересно»


79cb166b9899c6a84a718e1781fb872a.jpg

Актрисе агентства «Жар-птица» Валентине Шанаевой исполнилось 66, но она считает, что ее жизнь в кино только начинается. Сегодня Валентина Петровна рассказывает о своем творческом пути.


- В театр меня привела журналистика, я много писала о театре и об актерах в городе Норильске, в котором жила с детства. Там я оказалась в 1955 году по воле родителей, которые меня привезли в возрасте 7 лет. Там я окончила школу, поступила в казанский университет, вернулась в Норильск и работала на норильском радио. И так случилось, что все репортажи, анонсы, очерки я посвящала актерам театра им. Маяковского, все время была в театре и дружила с актёрами. Это была потрясающая, настоящая дружба, очень чистая. В ту пору театр приобрел в обществе духовное значение, очень яркое, потому что это было время режиссуры. Потом меня пригласили работать первым секретарем норильского отделения всероссийского театрального общества. И мне, конечно, нужно было дополнить свое образование театроведческим. Я получила рекомендации от театра и поступила в ГИТИС на театроведение, мастером у меня был Николай Эльяш – человек выдающийся, мудрый, имевшим высокий духовный взгляд на развитие культуры.


Когда учились, мы посещали все московские театры, я была и у Ефремова, и у Любимова, и у Эфроса – в общем, ни одного театра не пропускала. И так случилось, что перед тем, как мне закончить ГИТИС, я отправилась на практику в Ленинград, в театр на улице Рубинштейна, который стал потом Театром Европы Льва Додина. Мир театральный тогда кипел выдающимися, можно сказать, гениальными именами. Судьба сложилась так, что меня пригласили в Читинский областной драматический театр, завлитом, и я поехала в Забайкалье. Там я занималась всем, чем можно было заниматься в театре – от продажи билетов до актерских и даже режиссерских работ. Очень насыщенная и напряженная деятельность. Тогда в 80-х очень чувствовалось, что страну ждут перемены. Я очень хорошо помню, как устроила ретроспективный показ фильмов Тарковского в Доме офицеров в Чите и потом, после просмотра этих фильмов, было обсуждение. Я тогда сказала, что наверняка мы окажемся перед сменой режима. Офицеры затопали, буквально закричали – не может этого быть. А я им ответила, что преступления советского времени не могут не вызвать этих перемен. Но я даже не думала, что это произойдет так быстро. То, что мы пережили в 90-е трагично, но на самом деле это уже было хорошо видно и в 70-х в Норильске, и в 80-х в Забайкалье, на Востоке, в Сибири, я тогда много ездила по стране и знала, чем она живет…


А в кино меня дочка привела, спасибо ей большое. Она поступила во ВГИК, это была ее мечта, она мне сказала, что не будет заниматься театром. Хотя, конечно, через некоторое время Машенька пришла в театр, и я очень рада этому. Потому что театр воспитывает актера. Но в кино я пришла благодаря Маше, потому что она мне сказала: «Мама, у тебя пропадает талант, нельзя его прятать, давай-ка попробуй сниматься». Нашелся режиссер, Миша Белянин, который еще и кандидат философских наук, окончил МГУ. Но тогда он начинал в режиссуре и снял маленькую учебную работу, которую назвал «Одноминутный фильм» со мной в главной роли. Фильм получился, стал крутиться в интернете – и как-то меня стали приглашать. Один, второй, третий режиссеры. И вот у меня уже достаточно много интересных эпизодов, в которых я с удовольствием участвую. С удовольствием выхожу на съемочную площадку, потому что мне очень это интересно. Я считаю, что наш кинематограф способен делать чудеса, но мне очень хочется, чтобы появился, вернее, окреп, вырос и вернулся в страну исторический кинематограф. Я пришла как актриса в кинематограф в возрасте 60 лет, но поскольку я пишу прозу, стихи и у меня есть выпущенные книги, может быть, к своему 70-летию приду еще и в качестве сценариста какого-нибудь фильма. 


Назад к списку новостей