Вами отобраны для проекта актеры: 0

Виктория Алексашева: «Чем ярче звезда, тем организованнее личность»

7141505_6.jpeg

Виктория Алексашева – один из самых опытных и авторитетных кастинг-директоров в отечественном кинематографе. Сегодня она рассказывает о тонкостях этой нелегкой работы.


Вика, вы работаете кастинг-директором уже много лет. Всё время в компании «Альба-фильм»?


В этой компании я с 2004 года, раньше она называлась «Артпроект», и я начинала работать, когда наша профессия еще называлась «ассистент по актерам». А мой первый самостоятельный кастинг состоялся в 2001 году. До этого я работала в одном из самых первых актерских агентств «Арт-кит», которое сейчас переросло в агентство «Арлекино», там до сих пор работают мои подруги.


Скажите, испытывает ли кастинг-директор психологический перегруз?


Это как компьютер, смотря сколько у тебя оперативной памяти. Я, например, не испытываю перегруза. Но если работа не нравится, то человек на любой работе будет испытывать психологический перегруз.


Какими, по-вашему, должны быть главные качества личности кастинг-директора?


На мой взгляд, нужен стратегический склад ума, потому что нужно видеть картинку целиком. У меня был печальный опыт работы на одном продюсерском сериале, где я столкнулась с тем, что ни режиссер, ни продюсер не знали, чего хотят, всё придумывала я сама. Когда я говорила, что не надо ехать на север в сентябре и снимать там натуру элементарно потому, что уходит световой день, а вы везете оператора из большого кино, которому для съемок необходим естественный свет, мне говорили: «Вика, вы всё нам рушите». С такими продюсерами работать не могу, поэтому перестала работать на сериалах. Я могу работать с Сергеем Владимировичем Белошниковым – генеральным продюсером «Альба-фильм». В этой компании я точно знаю, если я сказала актеру, что деньги будут тогда-то, то все будет выполнено. Ко мне актеры идут всегда, потому что точно знают, что я не буду работать с продюсером, который за себя не отвечает, это исключено.


Получается, что кастинг-директору приходится иногда выполнять не свойственные ему функции?


А если никто этого не делает? За мной люди стоят, за мной стоит конкретный актер, которого я лично позвала сюда, и я за него отвечаю от начала и до конца. Где он будет спать, что он будет кушать – и всё остальное.


Вика, мне кажется, что сверхответственность – это, скорее, высокие нравственные качества вашей личности, а не функции кастинг-директора…


Я просто по-другому не могу. У меня подруга работает вторым режиссером и иногда мне рассказывает про своего кастинг-директора. Там человек просто может позвонить и спросить: «А ты не можешь мне дать телефончик?», – так он понимает кастинг. Телефонная книга у кастинг-директора – итог долгих наработок. Но главное – вся нужная информация должна быть в его памяти. Я знаю всех своих актеров и всегда знаю, кого и где мне надо найти.


А как вы находите новые имена, новые лица?


Специально я ими не занимаюсь. В каждом сценарии есть две позиции – проблема выбора и проблема поиска. Если мы точно знаем, что нам нужна звезда – тогда это проблема выбора. А если нам нужен просто персонаж, с конкретным характером, с конкретной внешностью и режиссер точно знает, чего он хочет (кстати, это большая редкость в наши дни) – тогда это проблема поиска. Мы начинаем искать, смотрим возраст. Как правило, это молодые люди, ищем в институтах. Вообще, у меня никогда проблем с поиском не было, в основном работают личные связи.


А фотобанки вы просматриваете?


Нет, из фотобанков я на самом деле смотрю только сайт Татьяны Трубниковой, ничего более толкового я не вижу. 9000 актеров в Москве только! Но если надо найти кого-то на периферии – собираемся и едем. Однажды в Краснодаре мне нужно было подобрать девочку, потому что мы снимали в Сочи, я поехала в Краснодар – и сразу нашла.


Провинциальные актеры хуже, чем столичные?


На них есть некий налет провинциальности. На самом деле это видно. Взять, допустим, наш фильм «Геймеры». Может, это мое предвзятое отношение, но мне кажется, что рядом с Игорем Скляром видно актеров из Нижнего Новгорода, может быть, это особенно заметно на контрасте.


У вас были случаи, когда вы убедили режиссера, что именно этот актер должен сняться в этой роли?


Да со мной режиссеры вообще редко спорят.


Это профессиональное доверие?


Наверное, да.


Назовите, пожалуйста, какого актера Вы считаете своим «открытием»?


Андрей Чубченко большим мастером стал. И парень он чудесный. Мы искали главного героя на фильм «Свой человек» – и вот его нашли. Перепробовали кучу красавчиков, в итоге утвердили Андрея. Потом он уже сыграл маршала Тухачевского.


И режиссер с вами сразу согласился?


Режиссер у нас был из Узбекистана, его не сложно было убедить. Там сошлись все позиции, и актер был свободен. Я ни разу не помню, чтобы были проблемы по деньгам или по занятости с выбранными мною актерами. Я не отношусь к кино с придыханием, все-таки это в первую очередь производство. Есть показатели, такие как выработка, цена, стоимость, соразмерность. Нужно за эти деньги выбрать лучшее, что называется.


Дети богатых родителей часто хотят сниматься в кино. У них это получается?


Я просто не знакома с этим явлением. Мне неважно, кто чей протеже – главное, чтобы человек в кадре отлично работал. В конце концов, мое имя есть в титрах и мне никогда не бывает стыдно за свою работу. И ни разу я еще не просила, чтобы убрали мое имя из титров... На фильме «Жаркий лед» была ситуация, когда одна барышня бесталанная собралась сниматься, но я к этому времени уже ушла из проекта. Прекрасные наши фигуристы Тихонов, Ягудин, Костомаров там снимались. Талантливый человек талантлив во всем. Нельзя быть олимпийским чемпионом в фигурном катании и не быть талантливым актером. Костомаров и Ягудин тому пример.


Они специально для этого фильма занимались актерским мастерством?


Да, это была настоящая актерская работа. Чем артистичнее человек, тем он ярче. Возьмем в футболе Криштиану Роналду. Можно подумать, он действительно лучше всех играет в футбол? Просто он яркий, харизматичный, на него интересно смотреть. Что отличает актера от не актера? На актера интересно смотреть, чтобы он ни делал. Настоящий актер всегда «манкий» – вот подходящее слово. А есть еще американский вариант – сексапильный. Мы можем называть это обаянием, харизмой, брутальностью – как угодно. Но в основе лежит сексуальный призыв. Вот это и нравится, это и есть основной инстинкт. На этом призыве основано 90% рекламы.


Вам как кастинг-директору достаточно на молодого актера просто посмотреть или вы все-таки даёте ему прочитать текст?


Конечно, актеров надо смотреть в динамике. Я часто хожу во ВГИК на студенческие спектакли, хороших ребят там сразу видно. Я на самом деле не специалист по юным актерам, да и молодежных проектов мы практически не снимаем. Настоящее чутье на новые лица у Ольги Дубовицкой, у нее один за другим шли молодежные фильмы. Точнее, чем у Оли, я кастинга молодых актеров не встречала.


Бывают ли у вас проблемы со звездами? Если они капризничают, разруливать приходится вам?


Я не знаю ни одного звездного актера, который бы капризничал. Последний проект «Точка взрыва» был с Дмитрием Певцовым. Чего только мне коллеги ни говорили – какая я бедная и несчастная… А Певцов просто умница! Организованный, сосредоточенный, у него были проблемы с сыном как раз в тот съемочный период. То, как он вел себя в этой ситуации – это гражданский подвиг, я считаю. Этот человек настолько владеет собой – и телом, и духом! Я, конечно, пылинки с него сдувала, мне этого искренне хотелось… У меня ни с кем из звезд проблем не было. Апексимова – тоже умница! Чем ярче звезда, тем организованнее личность. На «Дозоре» мы работали с Костей Хабенским. Невероятно организованный человек. Я поняла, что актерская профессия – это, конечно, талант, затем физическая выносливость и самоорганизация на уровне генного кода. Только это помогает выдерживать серьезные физические и психологические нагрузки.


Актеры устают, изматываются на съемках?


– Они устают. Никто об этом никогда не говорит, но представьте – сделать 12 дублей подряд! Пять дублей сделать, так, как просит режиссер – это уже серьезный физический труд. В кино надо пахать, а потом, может быть, если повезет, твое лицо повесят на плакате в центре города. Но попав на плакат, у тебя еще больше ответственности и еще больше работы. Как только перестал работать и решил расслабиться – ты мгновенно куда-то исчезаешь. А потом выходят ток-шоу – вот какая была звезда и вдруг куда-то исчезла… А человек устал, просто устал.


Это же очень зависимая профессия, актера каждый раз выбирают…


Давно известен рецепт – если не можешь поменять мир, то надо изменить отношение к нему. Те, кто это понимает, становятся звездами.


Режиссеры устраивают пробы для звезд?


В зависимости от задачи. Если режиссер четко объясняет, зачем ему проба, то на неё придет любая звезда. Уж Петренко какая звезда!.. Режиссер сказал, что ему нужно посмотреть Петренко в некоем ансамбле – и у нас пришли все. Часто пробы требует руководство телеканала, по заказу которого мы снимаем фильм – они хотят знать, как это будет выглядеть.


Вика, как молодому актеру всё-таки попасть в кино? Какие материалы подготовить, чтобы вы его заметили?


Мне нужно толковое резюме и фотографии – нейтральные, без создания образа. Категорически не должно быть фотографий в шляпах, в очках.


Как часто актеры должны менять свои фотографии?


Не знаю – это настолько индивидуально... Есть люди, которые совсем не изменились с годами, есть люди, которые меняются мгновенно. Возможно, то, что фотография в паспорте меняется в 20 лет и в 45 – в этом есть здравый смысл. Между 14 и 20 большая разница, но не такая большая, как между 20 и 45.


Видеофрагменты вам нужны?


В отношении видео то же, что я говорю про фотографии. Не надо приносить готовый образ. Ни мне, ни режиссеру не нужен готовый образ. Нужен белый чистый лист бумаги, чтобы режиссер увидел, что может он нарисовать.


Сегодняшняя бесшабашность по поводу опозданий на кастинг – как вы к этому относитесь?


Эта бесшабашность у тех, кто ничего не хочет добиться. Те, кто серьезно относится к профессии, не опаздывают ни в 18 лет, ни став уже звездами.


Вы лично сможете взять в картину опоздавшего на кастинг?


Никогда в жизни. Все сценарии, которые мы снимаем, пишет наш продюсер. Не приведи Господи, если ты не знаешь текст, слово в слово! И не приведи Господи, если в это время будет продюсер на площадке – ты будешь в черных списках навсегда в этой компании и периодически в других.


Черные списки – это не миф? Если актер что-то учудит на одном кастинге, об этом действительно узнают все?


Никто не мешает попробовать… Не верит человек, не надо. Мы имеем дело со взрослыми людьми. Я не верю в то, что актеры особенные люди. Я уверена, и я реально это вижу, что среди актеров ровно такой же процент алкоголиков, как и среди токарей. Тот же процент нормальных, счастливых семей, отцов и матерей. Гурченко говорила, что всю себя отдала кино, но чем Фрейндлих хуже? У нее и семья, и искусство – и всё прекрасно. Это все сказки для неудачников. Когда человека раз не утверждают на роль, два не утверждают, вместо того, чтобы сказать себе, что он бездарен, он говорит себе – что там уже все решено.


Вика, естественным шагом в развитии для кастинг-директора является работа продюсера. Вам не хотелось бы попробовать себя в этом качестве?


Работа продюсера – это, прежде всего, ответственность. Если работаешь с людьми, ты должен нести за них ответственность. Тогда уже ты имеешь право с них спрашивать – а спрашивать надо обязательно. И еще надо выучить главный вопрос продюсера на съемочной площадке: «За чей счет стоим?» Тогда мгновенно всё начинает работать. Никаких актерских опозданий, никаких невыученных текстов, но и режиссер за переработку тоже наказывается. Мне хотелось бы попробовать на каком-нибудь проекте поработать продюсером, поскольку накоплен большой опыт и есть профессиональное чутье.



Назад к списку новостей