Вами отобраны для проекта актеры: 0

Яна Поляруш: «Меня вдохновляют истории силы воли

Яна Поляруш: «Меня вдохновляют истории силы воли, про то, как люди проходят испытания и остаются верными себе, своей мечте – мне это по-человечески близко».

Яна.jpg

Яна Поляруш – режиссер-постановщик художественного фильма «Со дна вершины» (в производстве до конца года), автор идеи и продюсер кинопроекта «Реальная Россия». Международный успех Яне принес художественный фильм  “ВИДРИМАСГОР, или История моего космоса”, где она была соавтором сценария и режиссером-постановщиком. Читайте в интервью о том, что режиссура – это вполне женская профессия и почему актерам надо любить кастинги и к ним готовиться.

Яна, расскажите, как выбрали такую, на мой взгляд, не совсем женскую профессию?

Порой мне кажется, что это не я, а профессия выбрала меня.  А если серьезно, то на мой взгляд, высказывание о том, что режиссура – это мужская профессия – сомнительно по самой сути. Другое дело – грузчик – сугубо мужское дело! Режиссировать – это постоянно принимать решение, делать выбор, держать в голове большой объем информации, выстраивать связи и главное – следить за эмоциональной составляющей, как в кадре, так и за ним. Ибо все едино. Не будет в кадре любви, если нет ее на площадке! По мне так, все это вполне женские инсинуации. А если честно, для меня нет деления режиссеров на мужских и женских, есть те, кто знают, что делают, и все остальные.

Все-таки на режиссере такая ответственность…

Лично меня ответственность вдохновляет! Она дает свободу.

Когда решили, что будете режиссером?

Сознательно, курсе на третьем универа. (В столице Алтайского края, г. Барнауле, я закончила Алтайский государственный университет, факультет филологии и журналистики, кафедра Связей с общественностью и рекламы). Университет дал мне хорошее образование. Была возможность пробовать себя и на бумаге, и на радио, и на телевидении. Тогда я поняла, что визуальная среда – это мое. И решила, что по окончании пойду в местный Институт культуры учиться на режиссера. В итоге случилась мистическая история, как в кино: «…и в один день ее жизнь переменилась». В день защиты диплома из Москвы приехал профессор, гуру пиара, Алексей Петрович Ситников. Сказал, что у нас замечательный уровень подготовки и пригласил в аспирантуру в Москву. Ну, мы и поверили, и вот: выпускной – самолет – столица! Честно сказать, я и не собиралась в Москву, не было таких амбиций. Только через год до меня дошло, что я в той самой в Москве, где вообще все и вся! Понимаете, это региональное сознание: я родилась и выросла в маленьком курортном городке - Геленджике, потом освоила Барнаул... а тут – хоп! Такая многолюдная и разная Москва. Каждая станция метро – как отдельный город.  Словом, я потерялась. И только съездив за границу, то есть, выехав за пределы страны, вернувшись, я как бы интегрировала ее в себя.
Вот так - понадобился год, чтобы осознать себя в той самой столице, где учат самой, что ни на есть режиссуре! Я, как это водится, сразу поступала в несколько мест – во ВГИК, на Высшие режиссерский курсы и Институт современного искусства. Везде поступила. И все лето голову ломала – что же мне выбрать?! Ничего «умнее» не придумала, как вытянуть жребий. Три раза подряд я вытянула Высшие курсы, но пошла – в ИСИ. Скажете, женская логика?!  Нет, просто это был самый бюджетный вариант. Но там я заскучала и ушла на телевидение… И тут мне за два дня до окончания приема работ один знакомый просто, между делом, кидает ссылку, что Независимая школа кино и телевидения объявляет бесплатный набор на грант Ходорковского (образование там стоило около 5000 долларов). И я как-то ненавязчиво поступила в мастерскую В. Хотиненко, В. Фенченко и И. Дыховичного. Условия были строгие: никакой параллельно работы! 6 дней в неделю занятия. Я окунулась в учебу с головой. Как только давали задание – сразу все придумывала, договаривалась, решала, кто будет сниматься. У меня был такой азарт! Я сама снимала, сама монтировала.

А чем вам нравится режиссура?

Режиссура – это просто способ, метод. Нравится мне то, на что она направлена – в двух словах – изучение мира. Я обожаю наблюдать за людьми, автоматически дешифрую их мотивации, докручиваю сюжеты или их варианты, чем бы все могло закончится. Мне это просто от природы интересно. Просто у каждого своя «игра» - кто-то космос изучает, кто-то музыку пишет, кто-то дома конструирует и т.д. Режиссура – это такая же профессия, как и другие – есть ремесло и все, что выше – мера таланта, отмеренная тебе Господом Богом и развитая твоими приверженностью и трудолюбием.

А как проходит кастинг и вообще работа с актером?

Честно говоря, я люблю кастинги, хотя знаю, актеры их ненавидят и зря! Это своего рода мини спектакль в честь актера, - не роли, не маски, - а в честь Личности Актера. Но, как правило, все приходят как на экзамен, взволнованные и, как следствие - зажатые. С опытом, без опыта, народные, не народные – все зажатые! Первое, что я делаю – снимаю это дело. Действую по принципу цепной реакции: «я расслаблена – и ты расслабляешься». Еще один вариант – сказать, «окей, давай помолчим минуту». Минуту никто не выдерживает, начинают говорить, смеяться, выдыхают и расслабляются. Теперь можно говорить и про героя, задачу.
К сожалению, в большинстве случаев актеры приходят неподготовленные. «Просмотрели» сценарий, значит – просто прочли, что говорит их герой! У актеров есть такой стереотип, что если слов мало, значит роль незначительная, мол, нечего играть, а сценарий не читан, контекст непонятен! Вот и сидишь, как «попка-дурак» повторяешь каждому второму, что это за герой и т.д. Редкие случаи, когда человек пришел на пробы и прочел не только сценарий, но и глянул ролики на его тему или статьи какие-то прочел. То есть пришел наполненный! Начинаешь выяснять, оказывается либо учился за границей, либо работал там! Вот так.
А процедура кастинга проста - приходит актер, мы знакомимся. Я даю ему возможность выговориться, «раскрыть хвост павлина» – что может быть приятнее, чем рассказывать о себе и понимать, что тебя слушают?! Потом обсуждаем историю, характер героя. Нет ничего приятнее, когда у актера есть вопросы или соображения по роли! Значит человек «в теме».
 После этого мы делаем пробы. Здесь я смотрю насколько актер пластичный и адекватный, ставлю задачи, смотрю, как он работает, ищу ключик к лепке персонажа. На кастинге я должна понять: «то – не то», и как с человеком на площадке работать.

Как актерам успешно пройти кастинг?

У меня огромная просьба к актерам: не старайтесь понравиться – это невозможно. Будьте собой! Будьте такими, какие вы есть! Не пытайтесь угодить. Я хочу увидеть вас настоящими! Поверишь ты – поверят и другие. Если ты заискивающий, просящий – значит, ты не веришь в себя. Нужна личность, харизма –  уже это вызывает уважение и интерес.

А как вы относитесь к поиску «новых лиц»?

С удовольствием. У меня в этом отдельный азарт – открыть человека, новое лицо, Личность. Это ж здорово! Как найти драгоценный камень в куче песка.

Какие сложности бывают у режиссера?

На мой взгляд, режиссура – сплошные сложности, которые просто нужно «переплавлять» в задачи. Профессия связана с людьми, которых надо любить, наблюдать за ними, изучать. Мы, все есть здесь для одного – чтобы учиться и мудреть.

А в детстве были предпосылки для режиссерского творчества?

Да! Мне было лет 5, я детей во дворе зачем-то выстраивала «гуськом» и мы маршировали во главе со мной. А я поглядывала на них назад, да приговаривала: «Ровнее-ровнее!» И ведь строились, и маршировали, и довольные все были, включая меня. Позже, лет в 7-8, когда танцами занималась, я брала у педагога ключи от танцевального зала и мы там играли «в сказку». Я придумывала сюжет, раздавала роли и мы репетировали. Просто я не знала тогда, что это называется режиссура. Собственно, все мое детство прошло на дворовой сцене – мы танцевали, показывали спектакли. Были, правда, и большие концерты – в местном Дворце культуры. А еще я серьезно занималась настольным теннисом (мы много ездили по стране на сборы, соревнования) и закончила музыкальную школу, по классу аккордеона. Не знаю, как я тогда все успевала. Но в профессии мне сейчас все это здорово пригождается.

Что для Вас успех проекта?

Успех проекта – это проявленная зрительская любовь. Когда зрителю не только не жалко заплаченных денег, а он еще и всем друзьям - знакомым от души порекомендует фильм.

Яна, я правильно поняла: Вы сама пишете сценарии?

Да, «чукча» сначала стал «писака», а потом «снимака». 

Что-то смогли по своим сценариям снять?

Да, у меня несколько короткометражных работ. И мой дебютный фильм – «ВИДРИМАСГОР, или История моего космоса» мы писали вместе со сценаристкой Ингой Киркиж. Сценарий вырос из ее рассказа «Видримасгор», на который я случайно наткнулась в Интернете.

То есть прошло 6 лет, прежде чем вы занялись новым проектом?

Да, новым полным метром. За это время были и короткометражки, и другие работы. Сейчас закончились основные съемки фильма «Со дна вершины», производство - продюсерский центр «Альтаир–Ц», продюсеры Тамара Цоцория, Константин Кутуев и Руслан Витрянюк. Это история основана на реальных событиях, о нашем горнолыжнике - паралимпийце.

Это фестивальный проект?

Это прокатная история с фестивальным потенциалом.

Чем вас зацепил этот проект? Почему решили снимать?

История. Меня вдохновляют истории силы воли, про то, как люди проходят испытания и остаются верными себе, своей мечте – мне это по-человечески близко!

Что думаете про кризис?

Я свое первое кино снимала в 2008 году, в кризис, теперь опять… Я все думаю, у меня судьба такая - в кризис кино снимать?!

Как режиссер находит компромиссы во время съемок?

На площадке я жесткая и требовательная, потому что на монтаже буду жалеть, что не добилась того, что мне было нужно. Ведь у нас как: если кино плохое – режиссер виноват, если кино получилось – мы его все снимали! А раз такая песня, то будем делать, пока не получится. Не люблю, кстати, слово «компромисс». Считаю, что ничто так не пробуждает креатив, как ограничения! Мне папа всегда своим примером показывал, что безвыходных ситуаций нет. И потому мне не интересны трехэтажные объяснения, почему чего-то нет, куда ценнее, найти решение, добиться поставленной задачи в тех условиях, которые есть.

Яна, скажите, у вас есть «дневник наблюдений»?

Очень уважаю тех, у кого он есть. Бывает что-то записываю, но потом не помню, где это найти. У меня цепкая память. Если меня что-то потрясло – остановлюсь и запомню. А чтобы наверняка, делаю так - словами внутри себя несколько раз проговорю, как будто бы записала. Память так устроена, что нужный в момент обязательно «всплывет» записанный в памяти сюжет.  

Какие планы на жизнь?

На сегодня моя страсть – режиссура. Когда наиграюсь в нее, вижу себя в домике на берегу моря, пишущую книжки…

Успехов Вам!
Мария Третьякова
Наталия Глебова


Назад к списку новостей